Спорная территория: флот КНР укажет на китайское море

Учения ВМС США и ВМФ НОАК могут привести к эскалации в Южно-Китайском море

Jason Lee/Reuters
Военно-морские силы КНР с 24 по 29 августа проводят учения в Южно-Китайском море. Ранее в этой же акватории свои маневры проводили США, что указывает на повышение напряженности в регионе. «Газета.Ru» разбиралась с особенностями проводимых мероприятий боевой подготовки ВМФ НОАК.

Управление морской безопасности Китая 22 августа заявило, что Пекин вводит временный запрет на судоходство в районе, где пройдут маневры. Ведомство уточнило местоположение, а также условные границы, в пределах которых в течение шести дней не имеют права находиться другие суда и военные корабли, также предупредило, чтобы посторонние суда не приближались к зоне проведения маневров ближе, чем на 9,2 км. Маневры продлятся с 24 по 29 августа.

В конце июля ВМФ НОАК также проводил учения в районе Южно-Китайского моря, в которых принимали участие тяжелые бомбардировщики H-6G и H-6J ВВС и другие новые типы летательных аппаратов из частей китайской морской авиации. H-6 является копией советского реактивного бомбардировщика Ту-16. Модификация H-6G не оснащена бомболюком, используется для радиоэлектронной борьбы и наведения крылатых ракет на цели. H-6J является глубокой модернизацией проекта, оснащенной противокорабельными крылатыми ракетами YJ-12.

По данным китайских СМИ, власти КНР созвали дипломатов стран АСЕАН с целью получить дипломатическую поддержку на фоне нарастания напряженности между Пекином и Вашингтоном.

Так, в июле Госдеп США обнародовал заявление, в котором отверг притязания Китая в Южно-Китайском море.

«Мы хотим донести: претензии Пекина на природные ресурсы на большей части территории Южно-Китайского моря абсолютно незаконны, как и их кампания запугивания, чтобы их контролировать», — отмечалось в заявлении Госдепа.

Как ранее писала «Газета.Ru», Китай и ряд стран региона, включая Японию, Вьетнам и Филиппины, уже давно спорят по поводу морских границ и зон ответственности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

В свою очередь, в США считают, что Китай строит искусственные острова, делает их военными объектами и тем самым расширяет свои территориальные воды. В Пекине эти обвинения отвергают и считают, что Филиппины и Вьетнам сознательно используют поддержку Вашингтона для эскалации напряженности в регионе.

«Позиции Китая в Южно-Китайском море резко усилились после создания Пекином искусственных островов в водах, прилегающих к архипелагу Спратли», — убежден старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

На островах в самые короткие сроки Китаем были созданы многочисленные военные объекты, включая аэродромы, пункты базирования ВМС НОАК, склады с запасами материально-технических средств, радиолокационные станции различного диапазона и назначения, узлы связи, пункты радио и радиотехнической разведки.

Помимо этого, на островах размещены и различные боевые средства — зенитные ракетные системы и противокорабельные комплексы.

В случае вооруженного конфликта стартовые позиции этих систем могут быть достаточно уязвимы. Возможностей для маневра на ограниченных по площади островах и местности, практически лишенной естественных маскирующих свойств, весьма невелики, полагает Василий Кашин.

Собеседник издания напоминает, что в Китае утверждают, что отмели и рифы, на которых созданы острова, являются естественными образованиями и на них в полном объеме распространяются все положения Конвенции ООН по морскому праву, включая положения о 12-мильной полосе, отсчитываемой от линии наибольшего отлива или от исходной линии, а также статьи об исключительной экономической зоне, то есть часть моря шириной в 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемой от аналогичных границ, как и в случае с 12-мильной полосой, от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Другая точка зрения состоит в том, что на искусственные китайские острова распространяется только положение о 500-метровой зоне безопасности. Но китайцы, разумеется, претендуют на весь набор прав, связанных с насыпанными островами в полном соответствии с Конвенцией.

После того, как китайцы соорудили свои острова, они получили возможность создать в южной части Южно-Китайского моря, то есть на удалении примерно 1000 км от своего большого острова Хайнань, довольно важную инфраструктуру с военной точки зрения.

Эти насыпные сооружения обеспечивают китайцам мощное военное присутствие в южной части Южно-Китайского моря, то есть вести постоянный мониторинг обстановки и постоянное патрулирование. Иными словами, военное присутствие Пекина в этой части моря дает ему просто колоссальные преимущества. «Сделать с этим уже практически уже ничего нельзя, и китайцы ни на какие уступки в плане своих искусственных островов уже не пойдут», — полагает Василий Кашин.

«Объявленные КНР новые учения в Южно-Китайском море, так же, как и анонсированные чуть раньше маневры ВМФ НОАК в Желтом море, являются ответом на серию аналогичных действий со стороны США. В последние месяцы американские вооруженные силы наращивали интенсивность учений в данных районах, привлекая иногда до трех авианосных ударных групп одновременно.

В последние недели АУГ во главе с авианосцем «Рональд Рейган» провела ряд учений у берегов Японии и в Южно-Китайском море», — рассказал Василий Кашин.

Кроме того, отметил эксперт, росла напряженность в районе Тайваньского пролива — возросло число похождений через пролив американских военных кораблей.

США, напомнил Василий Кашин, выступали в последнее время с новыми, все более жесткими заявлениями в отношении китайских притязаний и политики в Южно-Китайском море. Ухудшаются американо-китайские отношения и по всем прочим направлениям, прежде всего, в экономике.

«Таким образом, рост числа и масштабов учений сторон в этой ситуации является естественным. В то же время, прямое военное столкновение, как представляется, не входит в планы ни Пекина, ни Вашингтона», — полагает Василий Кашин.

Худшим возможным развитием ситуации является повторение инцидента апреля 2001 года с американским самолетом разведчиком EP-3 над Южно-Китайским морем, полагает специалист. Тогда опасное маневрирование этого самолета и вылетевшего на перехват китайского истребителя J-8II привело к столкновению, гибели пилота истребителя, тяжелому повреждению американского самолета. Американский разведчик тогда сел на китайском острове Хайнань, экипаж был арестован.

Возникший вслед за этим дипломатический кризис был преодолен относительно быстро, поскольку отношения двух стран были в целом неизмеримо лучше, чем сейчас. Последовавшие за этим теракты 11 сентября привели к тому, что кризис был забыт. Сейчас такой инцидент может закончиться опасной эскалацией.