США могут ввести санкции против Ирака в случае, если он приобретет российские зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400, заявил заместитель помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Джоуи Худ, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне.
Газета The Wall Street Journal незадолго до этого со ссылкой на иракских законодателей сообщила, что власти Ирака рассматривают возможность приобретения у России этих ЗРС.
По словам источников издания, стороны сейчас проводят соответствующие консультации. Как утверждают иракские законодатели, власти Ирака решили активизировать диалог по этому вопросу из-за вероятности вывода американских войск из страны. Как сообщают источники, официальные лица России ранее уже предлагали Ираку купить эти комплексы.
Член комитета по безопасности и обороне Ирака Карим Алави подтвердил газете, что Багдад обсуждает с Москвой вопрос о поставках С-400, но контракты пока не подписаны. «Мы должны получить эти комплексы, особенно после того, как американцы много раз разочаровывали нас, не помогая нам в получении надлежащего оружия», — подчеркнул он.
Другие иракские парламентарии отметили, что комитет по безопасности и обороне обращался к минобороны страны с просьбой обсудить с Москвой покупку этих ЗРС. Как пояснил член комитета Абдул Халек Аль-Аззави, парламент предоставил премьеру страны полномочия заключать контракты на поставку средств противовоздушной обороны у той страны, «у которой он захочет». Парламентарий уточнил, что системы могут быть приобретены, в том числе, у России «или у кого угодно».
В иракском минобороны не стали комментировать WSJ эту информацию. На запросы издания не ответили в Пентагоне и в Госдепартаменте. Газета не смогла связаться с пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым и с «Ростехом».
О намерении правительства Ирака купить у России ЗРС С-400 в мае прошлого года сообщал и иракский посол в Москве Хайдар Мансур Хади.
Как пишет ТАСС, он уточнил, что пока нет «дорожной карты», которая определяла бы точные даты такой сделки. На вопрос журналистов, может ли Вашингтон помешать Ираку купить С-400, посол ответил: «Есть соответствующие дипломатические каналы».
Заявление Хади прозвучало после того, как в Багдаде 23–25 апреля состоялось заседание российско-иракской межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Со стороны России в заседании участвовал в том числе вице-премьер Юрий Борисов, который курирует оборонно-промышленный комплекс (ОПК).
Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос принадлежащего Григорию Березкину РБК, заявил, что информации о конкретных обращениях пока нет. «Россия — один из ведущих игроков в мире в плане военно-технического сотрудничества. Многие наработки и технологии — беспрецедентные, наилучшего качества и очень выгодные и конкурентоспособные. Вместе с тем любое конкретное предложение, любой конкретный запрос в каждом отдельном случае прорабатывается и рассматривается. Пока мне не известно, чтобы были какие-то конкретные обращения», — уточнил Песков.
Как рассказал источник РБК в Минобороны,
речь идет о двух полковых комплектах с двумя боекомплектами. «Итого четыре дивизиона и два командных пункта», — констатировал он.
Он затруднился назвать стоимость сделки. По словам главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, такое количество техники может обойтись Багдаду минимум в $1 млрд. «Стоимость может колебаться от $1 млрд до $1,5 млрд в зависимости от комплектации, количества расчетов, которые надо обучить, и так далее», — пояснил эксперт. Ирак, как страна, которая тратит несколько сотен миллионов долларов в год на закупку вооружений, в состоянии приобрести эти комплексы.
Багдад несколько лет рассматривал варианты покупки китайских комплексов FD-2000 (модель HQ-9, «Красное знамя») и российских С-400, напомнил Фролов. По его словам, китайцы предлагали более выгодные условия. Он решил, что либо стороны не договорились, либо российские комплексы покупаются в довесок.
Системы С-400 «Триумф» предназначены для поражения самолетов стратегической и тактической авиации, баллистических ракет, гиперзвуковых целей и других средств воздушного нападения в условиях радиоэлектронного и других формах противодействия.
Эти ЗРС получают Вооруженные силы России. Два дивизиона ЗРС обеспечивают противовоздушную оборону российских военных объектов в Сирии — Хмеймиме и Тартусе.