С российским реактором: Китай создаст атомный авианосец

Китай создаст атомный авианосец с помощью России

Рафаэль Фахрутдинов
Depositphotos
Россия пригласила Китай принять участие в тендере на строительство нового класса атомного ледокола, что обязательно потребует разработки реакторов — и Пекин воспользуется этим для создания собственного атомного авианосца. По данным аналитиков, китайцы хотят спустить на воду авианосец, сопоставимый по размерам и характеристикам с американскими кораблями типа Gerald R. Ford.

Китай создает свой собственный атомный авианосец с использованием российских технических новшеств и ноу-хау в сфере ядерного оружия, сообщает американское аналитическое издание The National Interest.

Китай уже изучает ядерные реакторы на крупнейших ледоколах России. В частности, Москва пригласила Пекин принять участие в тендере на строительство нового класса атомного ледокола, что обязательно потребует разработки реакторов.

«Этот подход отличается от того, как Соединенные Штаты и Франция разработали ядерные реакторы для своих крупнейших судов, но, вероятно, представляет собой лучшую тактику для Китая на данный момент», — пишет автор статьи Роберт Фарли.

Китайцы хотят создать авианосец, сопоставимый по размерам и тактико-техническим характеристикам с американскими многоцелевыми атомными авианосцами типа Gerald R. Ford.

«То, что русские согласны позволить китайцам изучать свои ледоколы, еще раз говорит о том, что Москва и Пекин в настоящее время рассматривают взаимное сотрудничество как долгосрочный интерес.

Конечно, ничего нельзя сказать определенно до тех пор, пока первый ядерный носитель Китая фактически не вступит в строй — где-то в 2030 году», — указывает аналитик.

В апреле нынешнего года Китай продемонстрировал ходовые испытания авианосца проекта 001A — первого такого корабля, созданного исключительно самой страной. Ролик разместила в Twitter газета People's Daily.

Судя по опубликованным китайскими СМИ фотографиям, на данный момент подходят к концу работы по нанесению покрытия на палубу авианосца. Заявленный состав имеет двухкомпонентную основу, увеличивающую коэффициент трения и общую устойчивость к воздействиям различного типа.

Покрытие, как отмечают местные журналисты, может эффективно снижать импульс садящегося на палубу истребителя на скоростях до 300 км/ч. Кроме того, оно обеспечивает качественное противоскольжение при взлете воздушных судов с борта авианосца.

Состав покрытия, как утверждают китайские СМИ, обладает устойчивостью к воздействию морской воды, горюче-смазочных материалов и иных агрессивных сред. Материал рассчитан на 1,5 тыс. взлетов и посадок истребителей.

Строительство первого китайского авианосца собственного производства началось еще в ноябре 2013 года. Корабль, созданный по примеру своего предшественника Liaoning, является вторым авианосцем в Китае. Судно, названное, предположительно, в честь рака-богомола Pipixia, должно заступить на боевое дежурство не ранее 2020 года.

На корабле могут быть размещены до 48 самолетов и вертолетов. Его водоизмещение составляет 55-70 тыс. тонн, длина — 315 метров, ширина — 75 метров. Он достигает максимальную скорость в 31 узел. Корабль впервые был спущен на воду 26 апреля 2017 года.

«Второй китайский авианосец утром 26 апреля был спущен на воду в порту Далянь», — указали в сообщении агентства Синьхуа.

Торжественную церемонию посетил заместитель председателя Центрального военного совета Фань Чанлун. После того, как была перерезана лента, разбили бутылку шампанского, рассказали на Центральном телевидении Китая.

В связи с этим обозреватель The National Interest Дэвид Экс предупредил о последствиях сотрудничества России и Китая в сфере производства атомных ледоколов.

Как отмечается, КНР пригодились бы и сами суда, но также Пекин получил бы возможность усовершенствовать технологию реакторов, что понадобилось бы в будущем для атомных авианосцев. В настоящее время Китая располагает двумя авианосцами с неядерной силовой установкой и строит третий.

По мнению китайских экспертов, чтобы быть конкурентоспособным, Пекину необходим более мощный атомный авианосец. Военные эксперты страны сходятся на том, что КНР не сильна в ядерной миниатюризации и могла бы научиться этому у России.

Экс замечает, что в июне прошлого года российская сторона пригласила китайскую корпорацию поучаствовать в тендере, связанным с проектом атомного ледокола, работающего на модульных реакторах. Эксперт считает, что у России есть технологии, но нет денег, а у Китая — обратная ситуация.

Если стороны будут сотрудничать, КНР приблизится к запуску атомного авианосца. Предполагается, что к середине 2030-х в распоряжении Пекина могут быть шесть авианосцев.