Налог на «российскую агрессию»: Швеция наращивает оборону от Москвы

Швеция решила обложить банки налогом из-за военной угрозы от России

Отдел «Армия»
Reuters
Шведские власти хотят ввести новый налог для банков, который позволит пополнить казну средствами для обороны страны. Стокгольм объясняет необходимость такого шага наращиванием военного присутствия России в Балтийском море. Чего опасается Швеция, и зачем власти этой страны тратят средства на борьбу с «российской агрессией», разбиралась «Газета.Ru».

Правительство Швеции планирует ввести новый налог в банковской сфере для финансирования более высоких расходов на оборону. Причина тому — Стокгольм планирует приложить дополнительные усилия по противодействию наращиванию военной мощи России в Балтийском море, пишет Bloomberg.

Двухпартийное правительство меньшинства договорилось с Центристской партией и либералами, которые сотрудничают с ним в области бюджетной политики, ввести новый налог на банки, который будет финансировать дополнительные 5 млрд. крон (около $ 508 млн) на оборонные расходы в 2022 году.

Об этом министр финансов Швеции Магдалена Андерссон заявила в субботу, 31 августа, в Стокгольме, добавив, что более подробная информация появится позже.

Данное предложение шведских властей — новая инициатива правящих социал-демократов, чтобы попытаться заставить финансовую сферу страны внести больший вклад в казну государства. Предыдущие попытки партии повысить налоги на банки терпели неудачу после столкновения с правилами конкуренции Европейского союза и критики, что подобные планы поставят шведские компании в невыгодное конкурентное положение, пишет Bloomberg.

«Банки могут облагаться налогом больше, чем сегодня, — сказала Андерссон. — Они также представляют риск для экономики, поэтому я считаю разумным, чтобы они вносили больший вклад».

По словам политика, банкам может понадобиться помощь государства во время финансовых кризисов, и поэтому имеет смысл, чтобы они платили больше налогов, чтобы компенсировать возможные расходы.

При этом Андрессон уверена, банки также получают большую прибыль и получают выгоду от налоговых изменений в последние годы.

Ассоциация шведских банкиров раскритиковала планы министра финансов, заявив, что банки уже платят высокие сборы, чтобы позволить государству справляться с финансовыми кризисами. Банки менее прибыльны, чем шведские публичные компании в среднем, отмечают в ассоциации.

«Банковский налог будет очень вреден для рабочих мест и роста экономики», — заявил главный исполнительный директор ассоциации Ханс Линдберг.

«Сроки нововведений выбраны неудачные, так как экономика страны замедляется, и новые правила для банков могут ограничить кредитование компаний», — добавил он.

«Законная основа для банковского налога также отсутствует», — сказал Линдберг. «У нас не может быть налоговой системы, которая приведет к произвольному налогообложению отдельных операций и секторов», — уточнил он.

Заявление правительства прозвучало на следующий день после того, как Швеция, которая соблюдает военный нейтралитет, заявила, что будет стремиться увеличить расходы на оборону, чтобы в конечном итоге увеличить их до 1,5% ВВП в 2025 году с 1% в настоящее время.

С ростом напряженности между Россией и странами, расположенными вдоль ее европейской границы после перехода Крыма под российскую юрисдикцию в марте 2014 года, Швеция уже вернула военный призыв, расширила сотрудничество с НАТО и его северными соседями и укрепила оборону на острове Готланд в Балтийском море.

«Скандинавское военно-политическое помешательство на фоне псевдоугроз со стороны российского флота в целом и Балтийского флота в частности имеет очень давнюю историю», — пояснил «Газете.Ru» экс-замначальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.

К примеру, осенью 1972 года береговые службы Норвегии обнаружили (как им казалось) в территориальных водах своей страны — в Согне-фиорде — подводные лодки — нарушители государственной границы этого скандинавского государства.

К уничтожению вероятного противника норвежские моряки и их союзники приступили со всей возможной решительностью. Началась бомбардировка уникального 200-км фьорда глубинными бомбами. В противолодочной операции тогда принимало участие около 40 боевых кораблей, а также самолеты и вертолеты ВМС Норвегии и объединенных ВМС НАТО. Результат — нулевой.

Или же, напомнил военачальник, за два месяца 1986 года, по данным береговых служб Швеции, советские субмарины 16 раз вторгались в шведские территориальные воды.

Между тем, все попытки ВМС этой скандинавской страны обнаружить хотя бы одну советскую подводную лодку и представить доказательства нарушения государственной границы Швеции на море так и не дали в тот период никакого результата.

Дело доходило до того, что норвежцы и шведы, получив данные об обнаружении иностранных подводных лодок в своих водах, перегораживали входы в заливы и бухты цепями и начинали бомбометание глубинными бомбами. И вновь никакого эффекта.

Истерия в скандинавских странах во второй половине 1980-х годов, связанная с мифическими нарушениями территориальных вод советскими подводными лодками, дошла до крайней точки.

В тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом СССР в 1985-1992 годах адмирал флота Владимир Чернавин пошел на весьма неординарный шаг. Он собрал пресс-конференцию для западных журналистов и выступил со следующим заявлением.

«Обращаюсь к вам и через вас к вашему правительству, чтобы вы поймали нашу подводную лодку, уничтожили ее и предъявили ее остатки международному сообществу. Если вы уничтожите в своих водах хотя бы одну советскую подлодку, я, главнокомандующий Военно-морским флотом Советского Союза, скажу вам спасибо за то, что вы это сделали. И даже объявлю натовским морякам благодарность за уничтожение этой самой подводной лодки», — заявил он тогда.

В истории пока зафиксирован всего один достоверный случай нарушения территориальных вод Швеции советской подводной лодкой. «В ночь с 27 на 28 октября 1981 года советская дизельная подводная лодка № 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции», — так это происшествие было отражено в официальном заявлении ТАСС.

Эта история развивалась следующим образом. В октябре 1981 года дизельная подводная лодка С-363 (бортовой номер 137) дважды Краснознаменного Балтийского флота находилась в обычном учебном походе. По классификатору NATO эти подводные лодки обозначались как тип WHISKEY, а официальное их обозначение в советском ВМФ — «проект 613».

В результате неудовлетворительной подготовки к походу штурмана и приборов определения координат (ошибка в определении местоположения субмарины составила 57 миль), подводная лодка села на мель — скалу в 35 м от берега небольшого шведского острова Турумшер (провинция Блекинге) по соседству с военно-морской базой Карлскруна.

Своими силами экипажу снять с мели подлодку не удалось, и в итоге С-363 с камней снимали шведские спасатели. Снятая с мели подводная лодка, несмотря на восьмибалльный шторм, своим ходом в надводном положении ушла к родным берегам. Утром 7 ноября 1981 года С-363 уже входила в свою базу.

После этого инцидента С-363 с легкой руки флотских юмористов стала именоваться не иначе как «Шведский комсомолец» (по аналогии с традиционными для отечественного ВМФ той поры наименованиями советских надводных кораблей и подводных лодок — к примеру, подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец», «Комсомолец Мордовии», «Ленинградский комсомолец», «Московский комсомолец» и т.д.

Западные журналисты дали С-363 другое название, связанное с посадкой на мель — «Whisky on the Rocks» (виски со льдом, буквально — на скалах).

«В настоящее время новых и относительно новых кораблей на Балтийском флоте не так уж и много», — напомнил генерал Запаренко.

К ним относятся корветы проекта 20380 «Бойкий» (вступил в строй в 2013 году) и «Стойкий» (вступил в строй в 2014 году), сторожевой корабль проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (вступил в строй в 2009 году), малые ракетные корабли проекта 21631 «Серпухов» и «Зеленый дол» (вступили в строй в 2015 году). Две подводные лодки БФ (проекта 877 и 877ЭКМ) вступили в строй в далеких 1983 и 1986 годах.

То есть говорить, что на Балтике Россия создала некое подобие «Непобедимой армады», говорить не приходится, отмечает военачальник. В строю ни одного нового корабля класса эсминец или крейсер. Нет и новых подводных лодок. На этом фоне шведские страхи о каком-то несравненном могуществе БФ выглядят несколько преувеличенными.