Российский ВМФ в 2020 году впервые за 28 лет получит от предприятий судостроительной отрасли сразу шесть подводных лодок, четыре из которых — атомные, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе РФ.
Он рассказал, что, согласно контрактам, в 2020 году «Севмаш» должен сдать флоту первые серийные подлодки проектов 955А »Князь Олег» и 885М «Новосибирск». Кроме того, ВМФ получит головную субмарину проекта 885М «Казань» и атомную подлодку (АПЛ) спецназначения «Белгород» проекта 09852.
По словам собеседника агентства, «Белгород» поступит в ведение главного управления глубоководных исследований Минобороны без подводных аппаратов «Посейдон», поскольку их испытания к тому времени еще не завершатся.
Первую атомную подлодку-носителя беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» спустили на воду 23 апреля на судостроительном комплексе «Севмаш» в Северодвинске. «В течение двух лет подводная лодка и сами беспилотники «Посейдон» будут проходить совместные испытания. На рубеже 2020-2021 годов вся система планируется к принятию на вооружение ВМФ России», — сообщил РИА «Новости» информированный источник.
«Белгород» станет самой крупной подводной лодкой в составе ВМФ. Ее водоизмещение составит почти 24 тыс. т, длина — 184 м, а ширина — 18,2 м. По габаритам с субмариной не смогут сравниться даже крейсеры стратегического назначения проекта 955А «Борей-А» (длина — 170 м, ширина — 13,5 м). Остальные характеристики АПЛ держатся в строгой секретности.
«Белгород» привлек особенно пристальное внимание Запада и получила оттуда достаточно лестные отзывы. Британский таблоид The Sun окрестил ее «морским монстром». Автор публикации обратил внимание, что в России создали крупнейшую субмарину такого типа, а размещенные на ее борту ядерные торпеды могут уничтожить целый город. В статье написали, что с «Белгородом» Москва сможет поразить вражеские базы ВМС или авианосцы практически в любой точке Европы или на восточном побережье США.
К-329 «Белгород» проекта 09852 создается на базе недостроенной атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 949АМ. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же лодка-носитель будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования, а так же и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей.
«В истории строительства отечественного атомного подводного флота специалисты выделяют так называемое «золотое десятилетие» — это вторая половина 1960-х годов — середина 1970-х годов», — напомнил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко. Собеседник издания рассказал, что в этот период флоту ежегодно передавалось до десяти атомоходов различных проектов, из них по четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения.
«Конечно, возможности СССР и современной России – это не одно и то же, но сам факт ускорения строительства подводного флота ничего кроме удовлетворения не вызывает», – отметил адмирал.
Как рассказал собеседник агентства, также «Адмиралтейские верфи» сдадут флоту две дизель-электрические подлодки: «Волхов» проекта 636.3 и первую серийную субмарину проекта 677 «Кронштадт».
На последней будет обычная, а не воздухонезависимая энергетическая установка.
К сожалению, в России пока нет дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой. Ранее утверждалось, что первые ВНЭУ получат субмарины проекта 677 «Лада». Тем не менее, принятый в состав флота «Санкт-Петербург» и строящиеся «Кронштадт» и «Великие Луки» будут оснащены традиционной для лодок этого проекта энергетической установкой.
И только следующая субмарина этого проекта получит ВНЭУ. Спустить на воду ее предполагается до 2025 года. Насколько известно, в основу отечественной воздухонезависимой установки будет заложен паровой реформинг с электрохимическим генератором на твердотельных элементах.
Появление ВНЭУ на отечественных ДЭПЛ резко улучшит их конкурентные преимущества в сравнении с западными аналогами. В сочетании с ракетным комплексом «Калибр» это будет поистине грозное оружие.
В Объединенной судостроительной корпорации сказали ТАСС, что «корпорация поставляет государственному заказчику все корабли в соответствии с согласованными графиками». Таким образом там ответили на просьбу прокомментировать информацию источника агентства.
Планируется, что до конца этого года ВМФ получит две подлодки. В июне гендиректор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил, что до конца текущего года флоту передадут головную подлодку проекта 955А «Князь Владимир». В марте глава «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков рассказал, что в 2019-м заказчик получит первую субмарину проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» для Тихоокеанского флота.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу ранее отмечал, что до конца года флоту передадут три подлодки: одну дизельную и две атомные. Источник в сфере оборонной промышленности пояснил ТАСС, что одной из атомных субмарин должна была стать «Казань», но ее сдачу перенесли на 2020 год.
В советское время ВМФ в отдельные годы получал более десяти подлодок, как, например, в 1971 году, когда промышленность передала флоту СССР 12 только атомных субмарин различных классов.
В начале месяца источники в Главкомате ВМФ сообщили «Известиям», что российский флот получит современную противолодочную управляемую ракету (ПЛУР). По данным газеты, ПЛУР находится в высокой степени готовности. Она предназначена для уничтожения вражеских субмарин на расстояниях в десятки километров, указали в статье. Наводиться оружие будет с помощью патрульного самолета или вертолета. Сама ПЛУР будет расположена в универсальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), рассказали в издании.
По информации журналистов, конструктивно ракета напоминает матрешку с малогабаритной торпедой в головной части. Попав в заданный район, оружие отделяется от носителя, а затем самостоятельно находит и поражает вражескую субмарину.
«Гарантия уничтожения вражеской подводной лодки этим видом оружия превышает 90%.
От неминуемой гибели субмарину может спасти только техническая неисправность боеприпаса или ошибка экипажа корабля, неверно определившего район, где находится противник», — пояснил бывший начальник Главного штаба ВМФ, адмирал Валентин Селиванов.