Трибунал России не указ? Вынесен вердикт в пользу Киева
Морской трибунал потребовал от России освободить украинских моряков — хроника дня
На этом, дорогие читатели «Газеты.Ru», мы заканчиваем онлайн-репортаж. Спасибо, что были с нами. Мы обязательно продолжим следить за самыми важными событиями в России и мире и рассказывать вам о самых значимых из них.
При этом не все в России считают, что Москва не должна подчиняться решению морского трибунала. В частности, об этом РИА «Новости» сообщил профессор Российского университета транспорта, специалист по морскому праву Василий Гуцуляк.
«Конечно, обязана [выполнить решение трибунала]. [Неучастие в процессе] не имеет никакого значения, неучастие в процессе не освобождает от исполнения. Трибунал голосованием 20 к 1 принял решение, что имеет право рассматривать это дело. <…> Никто принуждать [Россию] не будет. Тут другая проблема. Если мы откажемся выполнять решение трибунала, то мы [навлечем риски на] своих судовладельцев, и в будущем, если возникнет вопрос, связанный с освобождением наших судов, мы уже будем лишены права обращаться в трибунал, поскольку отказались», — сказал эксперт.
Депутат Европарламента Натан Гилл заявил, что переговоры с Россией должны быть приоритетной задачей для Украины.
«В XXI веке в Европе мы ожидаем от политиков, что они будут разговаривать с соседями, а не решать, что это не главный вопрос. Для меня это очень странно. Ведь у вас есть такой человек, который может быть таким переговорщиком, как Виктор Медведчук, который продемонстрировал свое мастерство и способность вести диалог между Украиной и Россией… Поэтому я не согласен с месседжем, который отправили из Киева в Россию и другие страны Европы, что эта задача — не на первом месте. Ведь на самом деле это вопрос номер один», — заявил Гилл в эфире телеканала NewsOne.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, тем временем, празднует победу.
«Почитайте вялое и беззубое заявление МИД РФ относительно решения Международного трибунала по морскому праву и поймете масштаб нашей сегодняшней победы», — написал он в твиттере.
В Совете Федерации заявили, что только российский суд может принимать решения, связанные с инцидентом в Керченском проливе.
«Юрисдикция должна быть российская, потому что это произошло в пределах территориальных вод РФ, и в этом случае данное решение суда не является обязательным для России, потому что юрисдикция применена неверно», — цитирует ТАСС члена комитета Совфеда по обороне и безопасности Ольгу Ковитиди (представляет в верхней палате парламента Крым).
Она добавила, что обращение Украины в международный арбитражный суд противоречит Конвенции ООН по морскому праву, которая исключает «возможность задействовать предусмотренные конвенцией процедуры разрешения споров в случаях, аналогичных керченской провокации».
«Решение Международного трибунала по морскому праву, удовлетворившего требование Украины о возврате кораблей и освобождении экипажей, арестованных в прошлом году в связи с попыткой незаконного пересечения российской границы, не может считаться легитимным, поскольку данный инцидент не находится в юрисдикции данного судебного органа и тех конвенций, на которые он ссылается. <…> Поэтому России следует по-прежнему отстаивать свою позицию, а все попытки Украины интернационализировать конфликтную ситуацию и представить ее в виде неадекватных действий России надо отметить и дальше», — написал в фейсбуке глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Что касается вопроса процедуры пересечения государственной границы РФ в зоне инцидента, то здесь действуют правила плавания по Керчь-Еникальскому каналу, предусматривающие необходимость подать заявку на проход в Морскую администрацию порта Керчь за 48 и 24 часа, после чего — за 4 часа до предполагаемого пересечения границы — ее необходимо подтвердить.
В ФСБ подчеркивают, что суда ВМС Украины 25 ноября были проинформированы о правилах.
В целом, ситуация в этой акватории стала существенно ухудшаться с момента начала строительства Крымского моста, но еще более обострилась после ввода его в эксплуатацию в первой половине 2018 года.
«Не вызывает сомнений, что главным провокационным нападкам подвергалось строительство и начало эксплуатации моста через Керченский пролив. Как вам известно, регулярно звучали заявления на различных уровнях представителей Украины о необходимости уничтожить Крымский мост», — подчеркнул Вольский.
К слову, до сих пор остается неясным, почему Киев решил нарушить сформировавшуюся практику прохода кораблей через Керченский пролив, ведь до этого никаких инцидентов не было.
«В период с 1 апреля по 1 декабря 2018 года через Керченский пролив прошло 18 783 судна. Перед проходом Керчь-Еникальского канала осмотрели 2 052 судна. Их них 1 183 осуществляли грузоперевозки в российские порты Азовского моря, и только 869 — в украинские», — подчеркивал в декабре 2018 года первый замруководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России вице-адмирал Алексей Вольский.
Депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по обороне Александр Шерин считает требование освободить украинские корабли и моряков политическим.
«Потому что до этого решения очень многие страны отказывали Российской Федерации в заходе в порты наших кораблей. Для нас сегодня ничего не изменится. <…> Когда границу государственную Российской Федерации нарушают, это Российская Федерация единолично принимает все необходимые меры для защиты своей государственно границы и морских рубежей. Там нет никаких международных организаций», — отметил депутат.
«Я считаю, что никакой иммунитет на задержанных украинских моряков, которым инкриминируется уголовное правонарушение, не распространяется. Если они военнопленные, а не уголовники, как утверждает украинская сторона, то Конвенция по морскому праву тем более не регулирует военную деятельность военных кораблей, это иная сфера международного публичного права», — добавил Молохов.
«На военные корабли не распространяется юрисдикция данного трибунала, и Конвенция по морскому праву здесь также не актуальна. Россия законно отреагировала на нарушение своей государственной границы», — сказал РИА «Новости» руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представителе Крыма при президенте России Александр Молохов.
К слову, буквально вчера, 24 мая, новый глава Генштаба ВСУ Руслан Хомчак заявил, что нельзя было подвергать опасности украинских моряков.
«Я не могу оценивать Керченскую операцию, я тогда не был [в должности начальника Генштаба ВСУ]. Конечно, не надо было подвергать моряков риску. Очень плохо, что они в плену, но хорошо, что они живы, учитывая, что по ним был открыт огонь и они могли погибнуть. Я уверен, что из плена их освободят», — заявил он в интервью УНИАН.
Кроме того, позиция России сводится к тому, что Гамбургский трибунал не имеет юрисдикции для расследования инцидента вообще, поскольку морской трибунал не может вмешиваться в дела, относящиеся ко внутренней компетенции государств, то есть выходящие за пределы регулирования морского права.
Москва подчеркивает, что украинские суда нарушили государственную границу Российской Федерации, вторглись в водное пространство РФ и не реагировали на законные требования российских пограничников остановиться. Поэтому украинских моряков обвиняют в совершении уголовного преступления, за которое российское законодательство предполагает соответствующую ответственность. По этой же причине Россия настаивает, что украинские моряки не могут иметь статус военнопленных.
Таким образом Зеленский продолжает тот же курс, что избрало прежнее украинское руководство. При этом Россия настаивает на политическом урегулировании данного вопроса. До сих пор единственный раунд российско-украинских консультаций по керченскому инциденту прошел в Гааге 23 апреля, после чего Киев отказался от дальнейшей двусторонней коммуникации и решил обратиться в морской трибунал.
Решение морского трибунала прокомментировал президент Украины Владимир Зеленский.
«Выполнение РФ приказа Международного трибунала ООН об освобождении захваченных украинских моряков и кораблей может стать первым сигналом со стороны российского руководства о реальной готовности к прекращению конфликта с Украиной. Таким образом Россия может сделать первый шаг, чтобы разблокировать переговоров и решить созданных ею проблем цивилизованным способом. Посмотрим, какой путь выберут в Кремле. Но мы очень ждем наших ребят дома» — написал он в фейсбуке.
Эксперты утверждают, что Россия не обязана исполнять решение Международного трибунала по морскому праву.
«Действительно, такие решения были приняты, но Россия в этом процессе не участвовала. Россия свою позицию не изменила и настаивает на том, что трибунал не имел права такие дела рассматривать, потому что это военная деятельность. Решение не было единогласным, насколько я знаю, были и особые мнения высказаны некоторыми судьями, по существу вопрос не решался — вопрос о том, кто прав и виноват в инциденте в Керченском проливе. Решался вопрос, что делать с моряками, судами, кораблями. <…> Я не думаю, что Россия будет это решение выполнять. <…> Думаю, что вопрос с моряками будет решаться политическим путем», — говорит в беседе с ТАСС глава рабочей группы по международно-правовым вопросам при представительстве Республики Крым при президенте РФ Александр Молохов.
МИД России уже ответил, что предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву процедуры разрешения споров неприменимы к инциденты в Керченском проливе, а арбитраж, который Украина требует созвать в связи с ним, не имеет юрисдикции в этой области.
«Как ранее неоднократно отмечалось российской стороной, заявления, сделанные как Россией, так и Украиной при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключают возможность задействования предусмотренных Конвенцией процедур разрешения споров в отношении инцидента 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива. В ходе последующего арбитражного разбирательства намерены последовательно отстаивать нашу позицию, в том числе отсутствие у арбитража юрисдикции рассматривать данную ситуацию в свете упомянутых выше обстоятельства», — отмечается на сайте МИД РФ.
Украина теперь ждет, что Россия выполнит решение Международного трибунала по морскому праву ООН.
«Мы ожидаем, что Россия быстро и в полном объеме выполнит распоряжение трибунала», — написала в фейсбуке замглавы украинского МИДа Елена Зеркаль.
Порошенко выборы проиграл — причем разгромно, а новый украинский президент Владимир Зеленский назвал освобождение украинских моряков — одной из главных своих задач на ближайшее время.
Президент России Владимир Путин однозначно охарактеризовал произошедшее как провокацию со стороны киевских властей, совершенную в электоральных целях.
«Наверное, он [Порошенко] свою задачу [повышение рейтинга] выполнил. За счет интересов страны, я считаю. Это плохой способ поднятия рейтинга», — говорил Путин в декабре.
Примечательно, что сам инцидент произошел в разгар подготовки к избирательной кампании на Украине. Петр Порошенко, который существенно потерял поддержку избирателей за пять лет своего президентства, проводил кампанию под эгидой триады «армия — вера — язык», а также обвинял Россию в том, что она якобы превращает Азовское море в свое внутреннее море. Очевидно, переход кораблей через Керченский пролив должно было стать демонстрацией силы для внутреннего избирателя.
Украина в течение последних пяти лет обвиняют Россию в «агрессии» и постоянно пытается своих западных партнеров склонить к усилению международного давления на Москву. При этом Киев неоднократно — и даже на высоком уровне — признавал, что доказать присутствия российских военнослужащих на территории Донбасса не может.
Москва же повторяет, что не является стороной внутриукраинского конфликта, не оказывает материальной, технической и финансовой помощи ополченцам самопровозглашенных ДНР и ЛНР, не направляет туда своих военнослужащих и военную технику.
Киев с самого начала пытается представить задержанных Москвой моряков в качестве военнопленных, однако Россия настаивает, что эта версия несостоятельна, поскольку задержанные граждане Украины обвиняются в совершении уголовного преступления, и — кроме того — Россия и Украина не находятся в состоянии военного конфликта либо войны.
При этом позже ФСБ обратили внимание, что инцидент происходит в территориальных водах России, которые были таковыми даже до перехода Крыма в юрисдикцию РФ.
На борту трех кораблей оказались 24 военнослужащих, которые были задержаны, и предъявлены обвинения в незаконном пересечении государственной границы РФ.
В течение нескольких часов они совершали опасные маневры, не реагируя на требования российских правоохранителей остановиться. В результате пограничники задержали корабли, предварительно сделав предупредительный выстрел, а после нанеся удар по украинскому катеру.
Трое украинских моряков получили легкие ранения, впоследствии выяснилось, что их ранения не пулевые, а носят осколочный характер — от разрушенной обшивки судна. В сжатые сроки им была оказана первая медицинская помощь, после чего их доставили в керченскую больницу.
Отношения Москвы и Киева в акваториях Черного и Азовского морей накалялись уже давно. Резкое обострение произошло 25 ноября 2018 года — тогда три корабля ВМС Украины нарушили государственную границу РФ на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря.
Решение трибунала уже прокомментировали в российском МИДе: при разрешении сложившейся ситуации невозможно задействовать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, и Россия будет отстаивать свою позицию, в том числе в части отсутствия у арбитража юрисдикции рассматривать спорную ситуацию.
«Избежать ее возникновения можно было при условии соблюдения требования российского законодательства, касающегося судоходства в этом районе. Призываем украинскую сторону действовать именно так впредь», — цитирует РИА «Новости» комментарий ведомства.
Вместе с тем Россия неоднократно ранее заявляла, что не собирается участвовать в слушаниях, поскольку трибунал не обладает юрисдикцией для рассмотрения украинского иска.
Вместе с тем в решении отмечается, что трибунал не считает необходимым требовать от России прекратить уголовное преследование моряков и воздерживаться от возбуждения новых дел.
Добрый день, дорогие читатели «Газеты.Ru».
Международный трибунал по морскому праву потребовал от России освободить моряков ВМС Украины и корабли, задержанные в Керченском проливе в ноябре прошлого года. Об этом заявил глава трибунала Пак Чжин Хен.