Китай, по версии Пентагона, планирует возможную борьбу с островом Тайвань. И варианты эти весьма разнообразны —
от воздушной и морской блокады острова до полномасштабного вторжения, хотя последний вариант потребует значительного увеличения числа десантно-высадочных средств.
Такие выводы следуют из последнего ежегодного доклада о военной мощи Китая, опубликованного на прошлой неделе министерством обороны США.
В докладе содержится информация, что усилия Народно-освободительной армии КНР направлены на формирование более дееспособных бригад и батальонов модульного типа, а увеличение боевого состава армейской авиации и создание двух новых воздушно-штурмовых бригад также предоставляют больше возможностей для возможного вторжения на остров на Тайвань.
Вооруженные силы Китая, кроме того, предприняли усилия по увеличению возможностей переброски войск (сил) по воздуху, реформированию воздушно-десантных войск и созданию в составе ВДВ подразделений, которые будут предназначены непосредственно для захвата ключевых объектов и обеспечения последующей высадки основных сил десанта.
В результате этих организационно-штатных мероприятий Китай переформировал свои прежние подразделения ВДВ в воздушно-десантные бригады, бригаду специальных операций, авиационную бригаду и вспомогательную бригаду. Уже в 2018 году ВДВ НОАК проводили учения, в ходе которых осуществлялись рейды на большие расстояния и воздушно-десантные операции на основе реальных военных планов.
В конце 2016 года в НОАК были также созданы объединенные силы тылового и технического обеспечения, основной целью которых является обеспечение такой стратегической кампании, как вторжение на Тайвань. Это, по версии американского издания Defense News, позволит эффективно решать вопросы тылового и технического обеспечения. Посредством этого механизма необходимые материальные средства, вооружения и военная техника будет поставлена войскам НОАК в установленный срок. Для этого будет проведена необходимая интеграция военного и гражданского секторов.
Не так давно созданные силы стратегической поддержки НОАК будут отвечать за применение сил радиоэлектронной борьбы и кибер-операций во время чрезвычайных ситуаций на Тайване, «захватывая и поддерживая информационный контроль на поле боя в современной информационной войне».
В докладе Пентагона подчеркивается, что НОАК, вероятно, все еще изучает вопрос, как реформировать национальные вооруженные силы для более полной интеграции информационных операций и возможностей всех видов разведки на уровне театра военных действий в целом, но отмечается, что структурные реформы устранили самые большие препятствия для интеграции этих стратегических возможностей.
Тем не менее, в докладе министерства обороны США поднимаются вопросы о нынешней способности Китая осуществить подобное полномасштабное вторжение. Отмечается, что
несмотря на прогресс в качестве и количестве своих надводных боевых кораблей и подводных лодок, ВМФ НОАК за последние годы приобрел лишь небольшое количество десантно-высадочных средств.
Это, по мнению авторов доклада, указывает на то, что в ближайшем будущем основное внимание Пекин будет уделять экспедиционным миссиям меньшего масштаба. Для полномасштабной высадки на побережье Тайваня потребуется существенно больше средних и танко-десантных кораблей.
Боеготовность морской пехоты НОАК, боевой состав которой существенно вырос за последнее время, также подвергся сомнению в докладе Пентагона. Прежние учения, по мнению авторов документа, редко выходили за рамки тренировок на уровне батальонов, а недавно сформированные бригады еще не получили «полный комплект необходимого снаряжения и не в полной мере способны к выполнению новых задач».
В докладе Пентагона отмечается, что новые бригады НОАК по-прежнему не оснащены должным образом для выполнения десантных операций. Авторы документа полагают, что вторжение на остров Тайвань, помимо того, что оно чревато значительными политическими рисками для Пекина, «вероятно, приведет к значительному перенапряжению возможностей вооруженных сил Китая».
Есть ли у Китая такие возможности
Для начала следует разобраться, что может собой представлять военное вторжение Китая на Тайвань.
«С точки зрения стратегии и оперативного искусства, в этом случае НОАК необходимо будет проводить воздушно-морскую десантную операцию (ВМДО), то есть высаживать оперативно-стратегические и оперативные воздушные и морские десанты на территорию, занимаемую противником. ВМДО относится к наиболее сложным видам операций и для ее успешного проведения объединяются усилия объединений, соединений и частей нескольких видов вооруженных сил под руководством главного командования стратегического направления», — пояснил «Газете.Ru» экс-замначальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
По его словам, одним из главных условий осуществления ВМДО является завоевание господства в воздухе и на море в районе проведения операции. Помимо всего прочего, необходимо обеспечить переход морского десанта морем и его прикрытие от ударов с моря и с воздуха на переходе. И это тоже весьма нелегкая задача.
Как отметил собеседник издания, следующие и очень сложные задачи — перелет воздушного десанта в район десантирования, бой за высадку морского десанта, десантирование воздушного десанта.
По его мнению, для успешного проведения воздушно-морской десантной операции необходимо обеспечить полуторное общее превосходство в силах и средствах над противником в полосе высадки и, как минимум, трехкратное превосходство на главном направлении и 4-5 кратное непосредственно на участках высадки и прорыва противодесантной обороны противника.
Для захвата такого острова как Тайвань, в состав воздушного десанта необходимо включить как минимум несколько воздушно-десантных дивизий и бригад, а в состав морского десанта — не менее 5-7 общевойсковых дивизий, а также соединения и части морской пехоты.
И это только для захвата 1-2 плацдарма в полосе высадки. Затем морем предстоит перебросить несколько сот тысяч бойцов и командиров с вооружением и техникой, а затем организовать непрерывное снабжение этой группировки соответствующими материально-техническими средствами. В общем, проведение ВМДО — сложнейшая задача.
Главный вопрос при планировании и осуществлении воздушно-морской десантной операции — насколько обеспечены соответствующие планы необходимым вооружением и военной техникой.
Иными словами, хватит ли в настоящее время у Китая военно-транспортных самолетов, универсальных, больших и средних десантных кораблей, танко-десантных платформ для высадки и десантирования такого количества войск.
Кроме того, необходимо понимать, смогут ли ВВС и ВМФ Китая завоевать полное господство в воздухе и на море в районе проведения операции, ибо без этого любая ВМДО обречена на провал. К тому же, следует учесть, что расстояние от материкового Китая до острова Тайвань 150 км, а это весьма немало. К слову, во время проведения операции «Оверлорд» в июне 1944 года десантным отрядам от английского Саутгемптона до побережья Нормандии предстояло пройти примерно столько же, а от остальных пунктов погрузки — еще больше.
«Можно очень долго перечислять типы и проекты десантно-высадочных средств ВМФ Китая, их количество и возможности, боевой и численный состав вооруженных сил Тайваня, но в качестве главного вывода следует сказать сразу —
к воздушно-морской десантной операции стратегического масштаба армия, авиация и флот Китая пока не готовы»,
— считает Валерий Запаренко.
Да и, по всей видимости, не к высадке на Тайвань в перспективе готовятся вооруженные силы Китая. Проблема острова Тайвань, скорее всего, для материкового Китая в исторически обозримый срок разрешится без всяких ВМДО по образу и подобию Гонконга и Макао.
А китайские армия и флот готовятся к совершенно другому — обладанию вооруженными силами Пекина принципиальной возможности проводить воздушно-морские десантные операции подобного рода и размаха. Потому как высадить за один рейс имеющимся количеством самолетов военно-транспортной авиации воздушно-десантной дивизию — это уже как минимум показатель военного величия государства и его реальных возможностей. Или же, к примеру, способность страны и ее вооруженных сил одномоментно высадить на побережье, контролируемое противником, нескольких дивизий морской пехоты.