Иранские власти видят для себя ответные реакции на санкции США. Одна из них — выход из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Об этом после ужесточения США санкций в отношении Ирана сообщил министр иностранных дел страны Мохаммад Джавад Зариф в беседе с корреспондентом телерадиокомпании «Голос Исламской Республики Иран» (IRIB). Его слова приводит агентство Mehr.
По уточнению иранской редакции Radio Free Europe — Radio Farda, так глава ведомства ответил на вопрос, рассматривает ли Иран выход из этой сделки.
«У Исламской Республики [Иран] есть множество выборов, и власти страны изучают их, и то, что вы сказали, выход из ДНЯО — один из них», — сказал министр Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
Ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков сказал, что действия союзников США и самих Штатов осложняют ситуацию вокруг ДНЯО.
«США, их союзники по НАТО и некоторые другие подконтрольные им страны игнорируют мнение большинства международного сообщества и уже долгие годы проводят диаметрально противоположную политику, которая крайне осложняет положение дел вокруг ДНЯО», — заявил политик на брифинге в Москве.
Как передает ФАН, США ввели полный запрет на импорт иранской нефти 22 апреля. Начиная с 1 мая ограничения вступят в силу. Кроме того, американские власти заявили, что будут продолжать кампанию по оказанию максимального давления на Тегеран.
22 апреля пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс сообщила, что президент США Дональд Трамп решил не продлевать исключения из нефтяных санкций против Ирана для ряда стран, передает РИА «Новости».
Таким образом, Вашингтон выступает против любого импорта нефти из Ирана для всех без исключения государств.
«Это решение нацелено на то, чтобы свести экспорт иранской нефти к нулю», — отмечается в сообщении пресс-секретаря американского правительства.
Кроме того, по информации издания, госсекретарь США Майк Помпео отметил, что, пока Тегеран не согласится на переговоры и не проведет их с представителями США, будут действовать ограничительные меры.
По его словам, не предусмотрено никакого переходного периода: все страны должны отказаться от иранской нефти со 2 мая, сообщает агентство.
Отметим, что в прошлом году США вышли из сделки с Ираном по ядерной программе в одностороннем порядке. После этого американские власти ввели против страны санкции.
Впрочем, для таких стран, как Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция, США сделали временные исключения. Они пообещали до определенного момента не вводить против этих стран санкции за покупку ограниченных объемов иранской нефти.
Отметим, что ДНЯО был подготовлен экспертами ООН и вступил в силу 5 марта 1970 года. Среди участников договора числятся 190 стран. Такие страны, как Северная Корея, Израиль, Индия, Пакистан, не подписывали соглашение. СССР ратифицировал договор в ноябре 1969 года.
Документ был создан для обеспечения международной безопасности. В договоре прописаны обязанности государств, которые не должны допустить распространения ядерного оружия и обязаны создать широкие возможности для мирного использования ядерной энергии.
Между тем президент России Владимир Путин считает, что реакция мирового рынка нефти на санкции США против Ирана непредсказуема. Об этом он сказал 27 апреля по итогам визита в Китай.
«У нас есть договоренности с ОПЕК о том, что мы будем держать определенный уровень добычи, — эти договоренности действуют до июля 2019 года. А американские решения, связанные с различными санкционными мерами в отношении Ирана, должны вступить в силу в начале мая. Вот я не представляю, как мировой энергетический рынок отреагирует на это событие», — отметил российский лидер.
Он также добавил, что все участники соглашения ОПЕК+ намерены придерживаться достигнутых договоренностей. «Что произойдет с мировым рынком энергетики, мне трудно сказать. Мы с китайскими друзьями этот вопрос не обсуждали», — добавил Владимир Путин.
При этом он заверил, отвечая на вопрос, готова ли Россия заместить поставки нефти Китаю после вступления в силу санкций против Ирана, удовлетворив его спрос, что Москва «готова удовлетворить потребности Китая и многих других наших партнеров в мире». Он отметил, что в настоящее время Россия является одним из крупнейших производителей нефти в мире. Российский уровень добычи нефти в сутки составляет 11,5 млн баррелей, «а можем и еще больше добывать, у нас потенциал колоссальный», отметил президент.