Турция рассмотрит возможность изменения тактико-технических характеристик российских зенитно-ракетных систем С-400, если США докажут, что от них исходят определенные угрозы, заявил министр обороны Турции Хулуси Акар, передает агентство Anadolu.
При этом он добавил, что Турция не допустит язык угроз и ультиматумов со стороны США по С-400. «Контракт по ЗРК С-400 и участие Турции в программе создания самолетов пятого поколения F-35 никак не связаны», — отметил Акар.
Он также добавил, что российская система С-400 не будет интегрирована в действующие системы вооружений НАТО.
Ранее сообщалось, что президент США Дональд Трамп и министр финансов Турции Берат Албайрак провели встречу в Вашингтоне, на которой обсудили поставки С-400 на турецкую территорию.
Министр обороны Турции рассказал, что С-400, вероятнее всего, будут охранять стратегически важные города страны и объекты в районе Стамбула и Анкары.
Во всей этой истории остается много неясного, а значительная часть существенной информации для понимания турецких заявлений пока не доступна военным экспертам и аналитикам.
К примеру,
непонятно, какие угрозы может представлять зенитная ракетная система С-400, развернутая на территории Турции, для НАТО и США. И что в принципе собираются доказывать в отношении ЗРС С-400 в Пентагоне.
Можно рассматривать вероятность, что развернутые в Турции ЗРС С-400 могут вследствие какой-либо ошибки боевых расчетов непреднамеренно обстрелять самолеты Североатлантического альянса при возникновении каких-либо форс-мажорных обстоятельствах. Никаких других угроз и неприятностей от зенитной ракетной системы (причем любого типа и абсолютно любой государственной принадлежности) ожидать просто нельзя.
Однако чтобы исключить возможность открытия «дружественного огня» по своим летательным аппаратам и самолетам союзников, по желанию заказчика на ЗРС С-400 «Триумф» устанавливается соответствующая система государственного опознавания.
Как ранее писала «Газета.Ru», российские ЗРС и радиолокационное вооружение поставляются за рубеж без отечественной государственной системы опознавания «Пароль».
Точнее, наши системы поставляются за рубеж с теми системами государственного опознавания, которые пожелает установить заказчик. Но свою ключевую информацию по «Паролю» Россия не отдает никому. Поставлять технику за рубеж с российской государственной системой опознавания «Пароль» означает, по меньшей мере, раскрывать военные и государственные секреты страны.
В частности, турки попросили, чтобы поставка ЗРС С-400 производилась с натовской системой государственного опознавания МК-12. В ней будут реализованы 1-й, 2-й, 3-й режимы опознавания, то есть не имитостойкие режимы (такие, которые не могут противостоять вводу ложной информации). Кстати, китайцам С-400 был поставлен с «Паролем», но, естественно, без российской ключевой информации.
Вполне возможно, что турецкая сторона может попросить внести какие-либо коррективы именно в этой сфере. Поскольку все другие изменения, причем существенные, в характеристики зенитной ракетной системы С-400 могут привести к полному перепроектированию этого образца вооружения.
А ЗРС для поставок за рубеж изготавливаются в соответствии с так называемом паспортом экспортного облика. Какие-либо изменения по желанию заказчика внесены, безусловно, могут.
В первую очередь, это касается комплектности предстоящей поставки, но кардинальных перемен в тактико-технических характеристиках системы ожидать не стоит.
Что касается возможной интеграции или неинтеграции зенитной ракетной системы С-400 в действующие системы вооружений НАТО, о чем заявлял министр обороны Турции Хулуси Акар, то тут правильнее все же сказать — не в системы вооружения НАТО, а в автоматизированные системы управления силами ВВС и ПВО на оперативно-тактическом и оперативном уровне.
Ни о какой интеграции в данном конкретном случае речи, разумеется, идти не может в принципе. Управлять в автоматизированном режиме «Триумфом» с командных пунктов единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО попросту нельзя. Слишком по-разному эти системы построены и аппаратурно, и алгоритмически. Если создавать к ним соответствующие средства сопряжения (к примеру, для пересчета координат, перевода в требуемый масштаб и вид телекодовой информации и так далее), то разработка их затянется на много лет и в конечном счете по цене может приблизиться к стоимости одной из систем.
Но и делать этого нет никакой необходимости. ЗРС С-400 «Триумф» отлично может работать и в автономном режиме, получая информацию о воздушных объектах от собственного радиолокационного комплекса 91Н6Е. Тем более что в Турции система С-400, скорее всего, будет развернута для зенитного ракетного прикрытия одного из важнейших административно-политических центров страны. Какую-либо информацию о воздушной обстановке, имеющую первостепенное значение, на командный пункт ЗРС 55К6Е в этом случае можно будет передавать даже планшетным способом. Этого будет вполне достаточно.
Как бы там ни было, складывается впечатление, что точка невозврата в турецком контракте по ЗРС С-400 все-таки уже пройдена. Однако помимо закупки «Триумфа», Анкара намерена приобрести еще и ЗРС «Патриот» PAC-3.
Видимо, турецкие руководители решили не складывать все яйца в одну корзину. Кроме того, военные страны в ходе предстоящей эксплуатации и боевых стрельб на конкретных примерах смогут убедиться в достоинствах (и недостатках) той или иной системы — надежности, помехоустойчивости, огневой производительности. Вполне возможно, что общий баланс плюсов сложится в пользу отечественной системы, что еще больше повысит ее экспортную привлекательность.
Наконец, есть тут и еще один очень немаловажный нюанс, о котором ранее писала «Газета.Ru».
К примеру, допустим (подчеркнем — чисто гипотетически) истребитель ВВС Иордании F-16 получил боевую задачу сбить точно такой же истребитель, но ВВС Израиля. Однако иорданский летчик не сможет поразить израильский самолет. Об этом позаботилась страна-изготовитель вооружения и военной техники — Соединенные Штаты.
В бортовой комплекс и оружие истребителя введены соответствующие ограничения. Боя между двумя американскими F-16 не получится. Точно такие же ограничения зашиты и в зенитные ракетные и противоракетные системы, произведенные в США и на Западе. И этому уже есть многочисленные примеры.
В частности, в 1991 году во время войны в Заливе по внешнему сигналу были отключены все французские средства ПВО, которыми располагал Саддам Хусейн. С теми же французскими ЗРК «Кроталь» подобные случаи имели место и в Африке.
А обстановка на Ближнем и Среднем Востоке может сложиться так, что в вооруженное противоборство вступят страны, оснащенные оружием, закупленным в США и на Западе. Выполнить боевую задачу в этом случае не сможет ни одна из сторон. А российское оружие лишено этого принципиального недостатка. В любом случае и при любых обстоятельствах оно будет всегда в боевой готовности.