Новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В, призванный заменить украинские Ан-26, успешно совершил первый испытательный полет, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли. Экипажем руководил Герой России Николай Куимов. Во время полета Ил-112В сопровождал самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ. В итоге воздушное судно совершило штатную посадку на аэродроме Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
За ходом полета наблюдали вице-премьер Юрий Борисов, руководители Минобороны и Минпромторга, ОАК, ПАО «Ил» и «ВАСО». По словам Борисова, создание нового самолета является важным этапом для формирования парка военно-транспортной авиации.
«Ил-112В — это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских», — отметил он и также обратил внимание, что самолет строится полностью из отечественных комплектующих и будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе.
В свою очередь, глава Минпромторга Денис Мантуров уточнил, что военно-транспортная авиация нуждается в более чем 100 самолетах. По его словам, заполнить эту нишу планируется продукцией отечественного авиастроения.
Ил-112В — это первый военно-транспортный самолет, который был разработан в России в постсоветское время с нуля. Работы по его созданию ведутся с 2014 года. Предполагается, что самолет заменит устаревающий парк Ан-26, половину которых выведут из эксплуатации к 2030 году, а к 2032-му уже 90%.
Серийное производство Ил-112 — одна из приоритетных задач государственной программы перевооружения ВС России. Первая установочная партия для военно-транспортной авиации ВКС составит примерно 35-37 машин. Ил-112 способен принять до 44 пассажиров или до пяти тонн груза.
Пробную рулежку на взлетно-посадочной полосе «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» первый опытный образец Ил-112В совершил в конце декабря прошлого года. Кадры этого испытания опубликовал телеканал «Звезда».
«Ил-112В сегодня выполнил первые рулежки на взлетно-посадочной полосе! Начался самый ответственный этап подготовки к первому полету», — написал генеральный директор «Ил» Алексей Рогозин в своем фейсбуке.
При этом главный конструктор «Ил» Николай Таликов сообщил телеканалу, что самолет получился перетяжеленным. Он отметил, что это основной вопрос, который стоит перед конструкторами и на который обращает внимание заказчик.
«Да, мы перетяжелили самолет, но, откровенно говоря, труд конструктора таков, что зачастую возникают подобные вопросы. К примеру, на Ил-76 мы проводили три этапа облегчения конструкции. Это естественно», — пояснил инженер.
Об этом он говорил и «Аргументам недели». Специалист уточнил, что получившаяся машина не соответствует тактико-техническому заданию, в том числе, перевозкам пяти тонн на дальность 1,2 тыс. км на аэродром третьего класса (короткие полосы длиной 1,5-1,8 тыс. метров).
«Тут есть объективные причины [перетяжеления самолета] — в авиационной промышленности прошла смена поколений конструкторов. Пополнение шло слабенькое, технические вузы потеряли популярность. А пришел к нам молодой специалист, осмотрелся, подучился и отправился туда, где больше платят», — заметил главный конструктор.
Таликов считает, что разработчики «во многом поэтому упустили проблему веса». По его словам, этот вопрос рассматривался и с военными, и на уровне профильного вице-премьера правительства России, в результате чего был утвержден комплексный план по снижению массы самолета.
Как отметил инженер, только самая первая машина, «единица», останется в повышенной весовой категории.
«Меняем вторичные конструкции, которые на прочность не влияют, делаем перекомпоновку, внедряем композиционные материалы. Силовую конструкцию не трогаем. И выполняем все три основных параметра — дальность, грузоподъемность и категория аэродрома», — пояснил он.
Тогда он говорил, что первый полет самолета запланирован на январь текущего года. В свою очередь, источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщал, что в январе Ил-112В совершит еще две рулежки и три пробежки по взлетно-посадочной полосе, и только после этого начнет первый испытательный полет.
Впервые Ил-112 выкатили на Воронежском авиационном заводе в ноябре. Тогда машина получила заводской номер 01-01. Выкатка машины из цеха окончательной сборки являлась последним этапом перед прохождением госиспытаний.