«Это — война в Европе»: как сербы сражались с НАТО
Кровавая среда: 20 лет назад начались бомбардировки Югославии
На этом «Газета.Ru» завершает трансляцию первых часов бомбардировок Югославии, которые продолжались на протяжении 78 дней и унесли жизни тысяч жителей.
Коленцев отметил, что самолеты альянса летали на большой высоте — примерно 10 тыс. м, где их не доставали ПВО и МиГ-29, стоявшие на вооружении Югославии.
«И сербы всегда грозили кулаком в небо: «Только спуститесь, мы вам покажем!» Но все-таки самолет-«невидимку» они сбили, и мы были первые, кто сообщил об этом», — отметил он.
В Югославии тогда работало немало российских журналистов. Один из них — Николай Калинцев — рассказал ТАСС о первом дне в эпицентре атаки.
«В первый день бомбардировок мы выехали на место происшествия, а когда возвращались назад, мост был уже перекрыт, горело Министерство внутренних дел. Ну а нам нужно было на место происшествия. Когда узнали, что мы русские журналисты — нас пропустили. Так мы ездили на каждую бомбардировку, один раз сами чуть не попали под бомбы, потому что эти гады натовцы дождались, когда туда приедут санитарные машины и полиция, и нанесли второй удар», — сообщил он.
Первой жертвой «Милосердного ангела» пал солдат Бобан Неделькович. Он погиб вечером в самом начале бомбардировок, когда силы НАТО напали на здание центра связи местной военной базы и уничтожили его тремя ракетами «Томогавк».
Лидер радикальной партии Воислав Шешель рассказал ТАСС, что, когда началась бомбардировка Белграда, он прятал детей, у кого только мог.
«Моему младшему сыну тогда было меньше 1 года, он был совсем малыш. В первую ночь, когда начались бомбардировки, мать спрятала его в подвале и держала его там на морозильной камере. Но ребенок и в этом несознательном возрасте было настолько напуган, что следующие несколько лет, когда слышал звук самолета — убегал, прятался под стол или еще куда-то», — вспомнил он.
По требованию России в Нью-Йорке было созвано внеочередное заседание Совета Безопасности ООН. 12 членов этого Совета отклонили подготовленный Россией проект резолюции по ситуации в Югославии, который предложил российский представитель при ООН Сергей Лавров.
В поддержку российского проекта резолюции свои голоса отдали только представители КНР и Намибии.
«Самое страшное еще, что они применяли, и я сам в этом убедился, когда мы с батальоном зашли в Косово, запрещенные боеприпасы с урановым сердечником, кассетные бомбы. У нас есть жертвы, [которые погибли] после общения с этими боеприпасами. Кстати, жертвы со стороны различных государств. И, конечно, они [НАТО] это не признают. И вряд ли когда-либо признают», — рассказал телеканалу «Звезда» первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин.
На Радио Белграда вышел десятичасовой выпуск новостей, а котором сообщалось, что всего ракетные удары пришлись на семь городов Югославии.
«С 23 на 24 марта я находился в Сербии, над головой слышался гул самолетов. Но даже в этот момент я думал, что они долетят до границы и повернут обратно. Нормальная человеческая логика не давала мне возможность осознать всю масштабность произошедшего беззакония и зла», — приводит «Вести.Ru» воспоминания Александра Кравченко, который в 1999 году возглавлял отечественный Союз добровольцев Республики Сербской.
Известно также и о нападении на военный белградский аэродром Батайница. Впоследствии он подвергался бомбардировке со стороны НАТО до 25 раз.
Удары также пришлись на города Крагуевац, Ниш, Ужице и Подгорицу. В Сербии и Черногории впервые со времен Второй мировой войны было введено военное положение.
«Вот здесь не было передней стены. Вокруг все было засыпано стеклами. А сама ракета упала на крышу и взорвалась внутри цеха между двумя резервуарами. От здания почти ничего не осталось», — приводит телеканал «Звезда» слова работника нефтеперерабатывающего завода Бошко Нешича.
Бомбы упали и на расположенный в 20 километрах от столицы Сербии Панчево, который является центром нефтяной промышленности. Сразу несколько корпусов завода, восстановленного после войны, в тот вечер попали под удары ракет «Томагавк».
Сербское радио и телевидение прервало сетку вещания для передачи сообщения генштаба об агрессии НАТО.
Бомбы упали и на Нови-Сад, повредив нефтеперерабатывающий завод. При этом разрушены были три моста через Дунай и система коммуникаций.
Один из первых ударов попал в Авальскую телебашню высотой в 205 метров. Верх здания полностью разрушен. Также атаке подверглись радиолокационная станция в Стражеваце, военно-технический институт и военно-техническая академия в Жарково.
Свое согласие на участие в операции дали 13 стран НАТО. Восемь из них приняли участие в бомбардировках в первую ночь. Первым разгрому подвергся Белград. «Два оранжевых взрыва осветили осветили небо над Белградом в районе военной базы примерно в восемь вечера», — передавал телеканал CNN.
Военная операция НАТО под названием «Союзническая сила» или «Милосердный ангел», как ее окрестили в некоторых источниках, началась. Страны НАТО нанесли первые массированные бомбардировки по югославским городам и военным объектам.
Но увещевания Ельцина не подействовали. Стало известно, что с базы НАТО в итальянском Авиано вылетели боевые самолеты, самолеты электронной разведки и заправщики.
Действия, которые планировали совершить страны НАТО, не были санкционированы Советом безопасности ООН, то есть шли в обход международного права. На это, кстати, тоже обратил внимание Ельцин.
«Это — безопасность Европы. Это — война в Европе, а может быть, и больше. Это — очень серьёзный шаг, и делать его даже без Совета Безопасности ООН — это более чем непонятно», — возмутился он.
Ельцин также отметил, что готов пойти на переговоры со Слободаном Милошевичем ради сохранения мира.
«Да, он трудный переговорщик. Да, с ним надо один, два, три, пять, десять раз разговаривать. Но не надо жалеть этих десяти, двадцати раз разговора с ним ради того, чтобы спасти сотни и сотни людей, которые погибнут через несколько часов», — призывал российский лидер.
Глава российского государства призвал остановить Вашингтон от совершения такого «трагического шага».
«Я обращаюсь ко всему миру. Я обращаюсь к людям, которые пережили войну. Я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки. Я обращаюсь к их детям. Я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока ещё остались какие-то минуты, мы убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага», — говорил Ельцин.
Днем 24 марта с телевизионным обращением выступил и Ельцин. Он сообщил о намерении НАТО в ближайшее время сбросить бомбы на Югославию. Такой шаг российский президент назвал «ударом по всему международному сообществу».
Коммунальные службы готовы к возможным авианалетам, сообщила мэрия Белграда.
Сербское правительство выпустило специальное обращение, в котором призвало граждан и организации добросовестно исполнять свои обязанности во время непосредственной угрозы войны.
Специальные органы будут предпринимать все возможные действия для защиты граждан, заверил кабинет министров.
Узнав об этом, Примаков, уже подлетая к американской столице, дал указание развернуть воздушное судно и лететь обратно в Москву.
«Я позвонил президенту [России Борису] Ельцину, сказал, что принял такое решение. Он спросил, хватит ли горючего, чтобы долететь до Москвы. Я сказал: «С посадкой в Шенноне. До встречи», — рассказывал Примаков.
В ночь с 23 на 24 марта о намерениях НАТО в Югославии стало известно в России. Информацию об отсутствии гарантий, что трансатлантический альянс не начнет военные действия против Союзной Республики, российский премьер-министр Евгений Примаков получил от американского вице-президента Альберта Гора, находясь на борту самолета, который направлялся с официальным визитом в Вашингтон.
«Все усилия по достижению согласованного политического урегулирования кризиса в Косово потерпели неудачу. Нет никаких альтернатив, кроме начала военных действий, — заявил Солана. — Мы должны положить конец насилию и гуманитарной катастрофе там».
Кроме того, также за день до атаки генсек НАТО Хавьер Солана отдал приказ командующему силами альянса в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии.
Вряд ли бомбардировки НАТО можно назвать совершенно неожиданными. До роковой минуты было множество тревожных звонков. Накануне нападения премьер-министр Югославии Момир Булатович выступил по телевидению с объявлением о введении в стране состояния непосредственной угрозы войны.
В 1999 году НАТО обвинили сербов в проведении этнических чисток и потребовали полного вывода армии с территории Косова под угрозой военной интервенции. По сути Югославия должна была признать отделение Косова, но президент Слободан Милошевич отказался пойти на этот шаг.
9 сентября того же года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в конфликт в Югославии.
Посол России в Ватикане Александр Авдеев, который в 1999 году занимал пост первого замглавы МИД РФ, рассказал «Газете.Ru», что в тот год все шло к тому, чтобы избежать трагических последствий.
По его словам, надежда на мирный исход была в феврале 1999 года на конференции по Югославии в пригороде Парижа Рамбуйе.
«Однако, к сожалению, в последний день такая возможность достижения мира была сорвана американцами. Хорошо помню, как госсекретарь США Мадлен Олбрайт привела в кулуары переговоров в Рамбуйе «идеолога косовской самостийности» полевого командира Хашима Тачи и представила его как лидера Косово», — вспомнил Авдеев.
Вскоре межэтнический конфликт обернулся настоящей войной — 28 февраля 1998 года ОАК официально объявила о начале вооруженной борьбы за независимость республики. Боевики нападали на полицейские участки и помещения государственных органов.
В 1991 году косовские сепаратисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», президентом которой избрали Ибрагима Ругову. Независимость Косово поддержала только Албания. В 1996 году был создан орган для борьбы за независимость — «Армия освобождения Косово» (АОК).
Причиной нападения на Союзную республику стало обострение межнационального конфликта между сербами и албанцами внутри Югославии. Это произошло еще в 1989 году — вопреки Конституции 1974 года, сербский парламент отменил автономию провинции Космет и инициировал роспуск парламента и правительства Косово.
Согласно новому основному закону Сербии от 28 сентября 1990 года Косово оставили только территориальную и культурную автономию.
Здравствуйте, уважаемые читатели! 24 марта 1999 года началась трагическая страница истории Союзной Республики Югославии — в этот день самолеты НАТО начали бомбардировать ее территории, что повлекло за собой тысячи жертв и пострадавших. «Газета.Ru» восстанавливает хронологию событий рокового дня в исторической онлайн-трансляции.