Ту-22М3 разбился при посадке: хроника событий
Бомбардировщик Ту-22М3 потерпел крушение в Мурманской области
На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. Редакция «Газеты.Ru» выражает глубокие соболезнования семьям погибших.
«На данный момент полеты всех Ту-22М3 запрещены, пока не будут установлены причины сегодняшней авиакатастрофы», — сказал собеседник агентства.
Полеты бомбардировщиков Ту-22М3 запрещены до выяснения причин авиакатастрофы в Мурманской области, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в силовых структурах.
По данным собеседника ТАСС, члены экипажа служили в Оленегорске и имели большой опыт полетов. «Это летчики первого класса, у всех большое количество часов налета», — сказал источник.
«На аэродром в Мурманской области вылетела комиссия Минобороны России для установления всех обстоятельств жесткой посадки самолета Ту-22М3. В настоящее время рассматриваются все возможные версии произошедшего, в том числе техническая неисправность самолета», — говорится в сообщении ведомства.
После аварии Ту-22М3 в Мурманской области рассматриваются все версии, в том числе техническая неисправность самолета, говорится в сообщении департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
По его предположению, самолет бросило порывом ветра вниз «метров на 50», на ВПП, при этом самолет находился в снегопаде, то есть летчики, считает собеседник, потеряли ориентацию и даже не могли ничего сделать.
«Самолет, фактически, плюхнулся на полосу со скоростью 10 метров в секунду, не меньше… Здесь причина явная - метеоусловия », — заключил Лукашевич.
«Они заходили на посадку, но в момент касания вертикальная скорость была не погашена. Возможно, сдвиг ветра. Это очень опасное явление, которое приводит к таким последствиям. Сдвиг ветра - движение больших масс воздуха в вертикальном направлении на небольшой высоте. Воздушная яма - это тот же самый сдвиг ветра, но на большой высоте. Самолет теряет высоту. Сдвиг ветра он не контролируется метеослужбами аэропорта», — рассказал эксперт.
Российский авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич в разговоре с РИА «Новости» допустил, что Ту-22М3 мог рухнуть на взлетно-посадочную полосу из-за вертикального порыва ветра во время снегопада, который бросил самолет вниз.
По данным источника в военных следственных органах Северо-Западного федерального округа, на месте инцидента приступили к работе следователи. Эту информацию подтвердили ТАСС в администрации города Оленегорска. «Там сейчас проводится расследование, следственные действия производятся, поэтому, конечно, аэродром оцеплен», — сказал собеседник агентства.
Наконец, единственное крушение произошло 8 июля 2004 года. Тогда дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме Сольцы в Новгородской области. Все все четверо членов экипажа — майор Олег Тяпкин, капитан Илья Ласков, майор Николай Толстов и капитан Александр Иванов — погибли в результате того происшествия. Причиной катастрофы стали технические неполадки энергоснабжения — самолет оказался обесточен, в результате прекратилась подача топлива, не сработали катапультные системы.
Вторая авария произошла годом позже, 12 сентября 2017 года. На этот раз на аэродроме Шайковка в Калужской области. Самолет по техническим причинам выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Тогда экипаж также не пострадал, однако самолет получил серьезные повреждения.
Одна из двух аварий произошла 16 июня 2016 года. Тогда Ту-22М3 6950-й авиабазы командования Дальней авиации ВКС России при посадке на аэродроме Веретье в Псковской области выкатился с полосы и получил серьезные повреждения. Экипаж не пострадал.
С 2000-ого года до настоящего момента официального сообщалось лишь об одной катастрофе и двух авариях Ту-22М3, отмечает ТАСС.
«Один из пострадавших скончался. (Всего) трое погибших, один пострадавший в реанимации в тяжелом состоянии», — передает РИА «Новости» слова источника из мурманского территориального Центра медицины катастроф.
Число жертв крушения увеличилось до трех. Один из пострадавших в результате крушения бомбардировщика Ту-22М3 скончался.
В компании «Туполев» также отметили, что специалисты компании-разработчика и производителя примут участие в работе комиссии по расследованию причин катастрофы, и выразили глубокие соболезнования родным и близким погибших членов экипажа.
«Самолёт Ту-22М3, потерпевший крушение на авиабазе Оленья 22 января 2019 года, был произведён Казанским авиационным заводом им. Горбунова в 1986 году. Последний капитальный ремонт самолёт проходил на 150 АРЗ (авиационный ремонтный завод) в Калининграде в 2012 году», — сообщили в пресс-службе.
РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу ПАО «Туполев» сообщает, что разбившийся самолет последний раз проходил капитальный ремонт 7 лет назад, в 2012 году.
Состояние двух выживших членов экипажа оценивается медиками как тяжелое, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в экстренных службах. Подробности пока неизвестны.
Пожар, начавшийся после разлива топлива на месте крушения Ту-22М3 в Мурманской области, по предварительным данным, потушен, передает РИА «Новости» со ссылкой на службу регионального МЧС.
«Самолет тушила оленегорская пожарная часть №43. В 13.58 поступил сигнал. В основном там тушение производилось силами воинских частей, но поскольку возгорание было крупное, они и оленегорскую часть привлекли. Самолет горел открытым пламенем, по предварительным данным, пожар потушили», — сообщили в МЧС Мурманской области.
Причиной пожара мог стать разлив топлива, о которым сообщили журналистам в пресс-службе регионального правительства Мурманской области. «По информации из муниципалитета, во время крушения произошел разлив топлива. В настоящее время устраняется», — говорится в сообщении.
Источник агентства также сообщает, что на месте крушения самолета, в Оленегорском районе Мурманской области, начался пожар. Сейчас идет его тушение. «Разбился бомбардировщик, двое погибли, двое пострадали. Там пожар произошел, сейчас его тушат», — сказал собеседник ТАСС.
ТАСС со ссылкой на источник сообщает, что причиной аварии стала ошибка пилотирования в ухудшившихся погодных условиях.
В Минобороны также отмечают, что самолет был без боекомплекта.
Снежный заряд, из-за столкновения с которым, по данным Минобороны, произошло крушение, — это сильный снегопад, сопровождающийся резким усилением ветра. Как правило, такие явления наблюдаются в тылу циклонов и на холодных фронтах. Опасность снежных зарядов в том, что при их прохождении видимость резко уменьшается почти до нуля.
Всего было произведено 250 машин. Самолет был принят на вооружение в середине 1989-м году.
Покойный главком ВВС Петр Дайнекин так характеризовал дальний бомбардировщик Ту-22М3 в интервью «Газете.Ru»: «История этой машины довольно глубокая. Вначале был очень страшный трехместный самолет Ту-22 с одним пилотом, штурманом и оператором, который в СССР был первой тяжелой сверхзвуковой машиной. На смену ему после очень тяжелых потерь в авиации Военно-морского флота и ВВС пришла машина Ту-22М. Была нулевая серия, первая, и наконец, появилась «двойка» — Ту-22М2».
Как отмечал экс-главком, «машина стала революцией в авиации, у этого самолета была изменяемая геометрия крыла, форсажный режим работы двигателей, комбинированная зарядка бомб и ракет — это был настоящий прорыв в боевом применении сверхзвуковых самолетов».
Авария произошла в результате попадания самолёта в снежный заряд при выполнении планового полёта, сообщает Минобороны РФ.
Авиабаза «Оленья», где на посадку заходил бомбардировщик, расположена на Кольском полуострове — в 92 км к югу от Мурманска, недалеко от города Оленегорск. На авиабазе дислоцированы Ту-22М3.
Экипаж самолета Ту-22М3 состоит из четырех человек — командир, его помощник, штурман и оператор, пишет ТАСС.
Кроме того, собеседник агентства сообщил, что, по предварительным данным, из четырех членов экипажа выжили только командир и штурман.
Официального подтверждения этой информации пока не поступало.
«Бомбардировщик Ту-22М3 потерпел катастрофу при заходе на посадку на аэродроме полка дальней авиации в Оленегорске (Мурманской области). Авиапроисшествие случилось около 13.40 мск», — сообщил источник.
В Мурманской области при заходе на посадку на военный аэродром потерпел крушение бомбардировщик Ту-22М3, сообщил источник ТАСС в силовых структурах.
«Газета.Ru» представляет самую актуальную информацию по авиапроисшествию в режиме онлайн.