Профессионализм и выучку российских военнослужащих, военных летчиков и моряков ВМФ отметила командующая 6-м флотом Военно-морских сил США Лиза Франкетти. Интервью с вице-адмиралом опубликовало издание Defense News.
«Я нахожусь на посту командующего около года, и за это время мы (американские военные — «Газета.Ru») имели возможность увидеть, как русские работают в Балтийском, Средиземном и Черном морях. По большому счету, все эти взаимодействия с США были профессиональными и безопасными»,
— заявила Франкетти.
Она добавила, что лишь одну встречу могла бы классифицировать как непрофессиональную — инцидент произошел в воздушном пространстве над Европой. Вице-адмирал не стала уточнять, о каком именно случае идет речь.
Франкетти добавила, что рассчитывает на дальнейшее профессиональное и безопасное взаимодействие с российскими Вооруженными силами. «Американцы работают в международных водах. Русские работают в международных водах. Я рассчитываю, что мои силы и российские силы будут вести себя безопасно и профессионально», — подчеркнула вице-адмирал.
Упомянутый Франкетти «небезопасный инцидент», по-видимому, произошел в конце января 2018 года. Министерство обороны РФ сообщило, что истребитель ВВС России Су-27 осуществил перехват американского четырехмоторного самолета радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II («Овен») вблизи российских границ.
В ведомстве отметили, что 29 января диспетчер контроля воздушного пространства обнаружил неопознанную цель, движущуюся в сторону российской территории, над нейтральными водами Черного моря. По словам военных, российский самолет приблизился к американскому на безопасное расстояние, идентифицировал его и сопровождал, наблюдая, не нарушит ли самолет границ страны. На аэродром Су-27 вернулся тогда, когда американский самолет изменил траекторию полета и удалился в сторону от российской границы.
В оборонном ведомстве США, в свою очередь, тогда заявили, что российский истребитель приблизился к ЕР-3 на пять футов (около 1,5 м) и пересек его траекторию полета. В результате американскому самолету пришлось пролететь через завихрение от реактивной струи Су-27, передает НСН.
Длительность перехвата, по информации ВМС США, составляла 2 часа 40 минут. В Пентагоне его назвали «небезопасным и непрофессиональным». «Российские вооруженные силы имеют право осуществлять операции в международном воздушном пространстве, однако должны вести себя в рамках международных стандартов, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов», — отметили в ведомстве.
Инцидент над Черным морем также прокомментировали в Госдепартаменте, где перехват также назвали «опасным». Представитель американского внешнеполитического ведомства Хизер Науэрт сообщила, что российские военные «пренебрегли международными нормами и грубо нарушили соглашения о предотвращении инцидентов на и над открытой водой от 1972 года».
В пресс-службе Минобороны РФ опровергли обвинения американской стороны и заявили, что полет российского истребителя был безопасным для американского самолета-разведчика США. Кроме того, считают в Минобороны, действия российского истребителя были стандартными и «абсолютно законными».
Кроме того, в ведомстве напомнили о воссоединении Крыма с Россией и посоветовали учитывать этот факт при полетах у рубежей России.
«Отправляя своих пилотов для ведения разведки в этом районе Черного моря, необходимо учитывать, что их там встретят российские истребители, а не украинские партнеры. Либо выдавать всем экипажам новые карты с правильно нанесенными на них обозначениями границ воздушного пространства Российской Федерации», — подчеркнули в Минобороны.
Военный эксперт фонда «Народная дипломатия», представитель экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня» Сергей Простаков заявил, что военные США наладили с Россией эффективные каналы коммуникации, несмотря на агрессивный характер политики Вашингтона, передает ФАН.
«Военные США <...> наладили наиболее эффективные каналы коммуникации, руководствуясь практическими соображениями. Кроме того, вполне в духе «холодной войны» они стараются избегать угрозы прямого военного столкновения, осознавая его риски. Поэтому слова Лизы Франкетти прозвучали вполне соответствующим действиям военных США образом, и воспринимать их стоит как констатацию очевидного факта»,
— подчеркнул эксперт.
Он добавил, что российские военные при министре обороны Сергее Шойгу повысили свою боеготовность, профессионализм и эффективность благодаря постоянной подготовке и участию в антитеррористических операциях на Ближнем Востоке.