Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс готов ответить на кибератаки с российской стороны. По словам Столтенберга, организация может использовать пятую статью устава, предполагающую коллективную оборону стран-участниц НАТО.
При этом, по словам Столтенберга, многое зависит от характера кибератаки. Генсек также подчеркнул, что принимаются меры для усиления информационной безопасности НАТО.
При этом страны-члены альянса активно создают собственные институты для противостояния киберугрозам.
Это происходит на фоне сообщений американской компании Microsoft, согласно которым хакерская группировка, «связанная с российским правительством», пыталась атаковать политиков по всему миру. В компании утверждают, что хакеры из России совершают кибератаки как на членов Республиканской партии США, так и на Демократическую партию. Также представители Microsoft заявили, что под прицелом русских хакеров были все кандидаты на выборах во Франции.
Несколькими днями ранее в структуре бельгийской разведки была создана должность ответственного за мониторинг российской киберугрозы. Об этом сообщало РИА «Новости» со ссылкой на опубликованный федеральным парламентом доклад по итогам слушаний в комитете по вопросам обороны.
«Что касается российской киберугрозы, то главная служба разведки и безопасности минобороны наняла штатного ответственного сотрудника, который руководит непостоянной рабочей группой», — заявил руководитель разведслужбы Бельгии Клод ван де Ворде.
По его словам, сотрудник, о котором идет речь, будет также заниматься отслеживанием деятельности Китая. Отмечается, что сами слушания прошли в июне.
В США же сейчас идет активное обсуждение закона «О киберсдерживании и ответных мерах», который предполагает введение санкций против иностранных лиц и организаций за проведение кибератак против США.
Законопроект уже был принят в палате представителей, на данном этапе ожидается его утверждение сенатом. Необходимость принятия закона американские парламентарии обосновывают целым рядом кибератак против Соединенных Штатов.
Кроме того, в августе газета The Wall Street Journal писала, что администрация президента США Дональда Трампа разработала ряд дополнительных мер, направленных на более эффективное противодействие хакерским атакам, которые якобы пользуются поддержкой российских, китайских, иранских и северокорейских властей.
По данным источников издания, дополнительные меры должны будут противодействовать диверсиям и будут нацелены на нанесение ущерба «оппонентам, но не гражданским лицам». Так, планируется более активно взаимодействовать с другими государствами для поиска и задержания подозреваемых, а также чаще прибегать к ордерам на арест по линии Интерпола, аресту активов и персональным санкциям. Эти меры должны будут затруднить свободу передвижения хакеров и вынудят их скрываться у себя на родине.
В частности, отмечается, что в Госдепе, министерствах финансов и обороны США обеспокоены эпизодом, когда российским хакерам якобы удалось получить доступ к сети энергетической инфраструктуры США. В материале The Wall Street Journal также говорится, что Трамп в этом вопросе настроен решительно и относится к аргументам федерального правительства серьезно.
Однако самые серьезные меры по противодействию «российской киберугрозы» предпринимает правительство Эстонии.
Еще в 2007 году в Таллине был создан Центр киберзащиты, который уже в следующем году получил аттестацию при НАТО. Это было сделано после масштабной кибератаки на веб-сайты правительственных учреждений Эстонии и другие эстонские сайты. Правительство страны обвинило в этом Россию, хотя причастность Москвы так и не была доказана.
Эстония призывала ЕС ввести санкции против России, а Минобороны страны пыталось инициировать реформу в НАТО — Эстония надеялась, что альянс будет трактовать кибератаки на страну НАТО как военную акцию, которая должна получить военный ответ.
Кроме того, в Эстонии регулярно проходят международные киберучения Locked Shields («Закрытые щиты»). В этом году в них приняли участие почти тысяча человек из 30 стран мира.
Москва неоднократно отрицала причастность властей страны к проведению кибератак против других государств. Кроме того, российские власти призывали западных партнеров к созданию единой системы реагирования на подобные киберугрозы.