Самолет Качиньского: кто мешает расследованию катастрофы

Москва назвала инсинуацией «подмену черных ящиков» самолета Качиньского

Рафаэль Фахрутдинов
Фотография с места крушения Ту-154 под Смоленском, 11 апреля 2010 года Sergey Ponomarev/AP
Москва отвергла обвинения Польши о подмене российской стороной «черных ящиков» разбившегося в Смоленске самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского. В России указали, что даже приводимые в своем обвинении Польшей характеристики самолета являются неверными. Ранее источник в польской комиссии пояснил, что польские эксперты хотят найти доказательства своей версии о взрыве на борту.

Заявление министра обороны Польши Антония Мацеревича о подмене российской стороной «черных ящиков» разбившегося в Смоленске самолета Ту-154М польского президента Леха Качиньского являются недостоверными, заявили в Следственном комитете России.

«Такая информация воспринимается исключительно как ничем не подкрепленная инсинуация и попытка дестабилизировать нормальный рабочий процесс представителей двух ведомств», — пояснила официальный представитель СКР Светлана Петренко.

По ее словам, даже приводимые польским военным характеристики самолета являются неверными, передает НСН.

«Складывается впечатление, что господин Мацеревич вообще не понимает, о чем говорит.

Его заявления, которые он основывает на своих «знаниях» о том, что якобы такого количества самописцев в самолете типа Ту-154 не предусмотрено, просто вызывают недоумение. Видимо, господин Мачеревич не имеет информации о том, сколько и каких бортовых самописцев должно быть штатно установлено на самолетах подобного типа», — указало следствие.

По словам представителя российского ведомства, в материалах уголовных дел и в окончательном отчете МАК четко зафиксировано, что на месте катастрофы были обнаружены бортовой защищенный звуковой регистратор, бортовой защищенный параметрический регистратор, бортовой эксплуатационный параметрический регистратор, а также бортовой эксплуатационный параметрический регистратор АТМ.

«Кстати, его установка не была согласована ни с разработчиком самолета (ОАО «Туполев»), ни с разработчиком системы регистрации (ОАО НПО «Прибор»). То есть польская сторона сначала сама установила дополнительный нештатный регистратор, а теперь появляются заявления, что регистраторов слишком много», — указали в СКР.

Более того, как пояснили следователи, работы по вскрытию и копированию информации со штатных самописцев производились с участием авиационных специалистов и военной прокуратуры Польши, а вскрытие и копирование информации — вообще в Варшаве.

«Поэтому заявления о какой-либо подмене или подделке черных ящиков российской стороной полностью безосновательны и основаны на фантазиях, а не на фактах», — заявила Петренко.

Она добавила, что в Смоленске на месте расположения фрагментов польского самолета, потерпевшего крушение 8 лет назад, по-прежнему продолжается совместная работа сотрудников правоохранительных органов России и Польши.

Двумя днями ранее источник в польской комиссии по повторному расследованию причин крушения самолета Качиньского Ту-154М пояснил, что польские эксперты хотят найти доказательства своей версии о взрыве на борту.

«Мы надеемся выяснить подробности об этом взрыве, в том числе информацию, которая расскажет подробности о характере взрыва, его причинах и так далее», — заявил источник.

В июне нынешнего года Варшава заявила, что многие части самолета Качиньского, а также тело, по крайней мере, одной жертвы, осмотренное специализированными устройствами, показали наличие взрывчатых веществ, передает ФАН.

В ответ на это что в СКР подчеркнули, что у российских следователей нет сомнений в причинах крушения самолета. По версии следствия, «трагедия произошла из-за ряда факторов, в числе которых ошибочные действия экипажа и непринятие командиром своевременных действий, а также отсутствие требуемых действий и должной реакции при многократном срабатывании системы раннего предупреждения приближения земли».

В ведомстве подчеркнули, что все версии польской стороны были проверены, но не подтвердились.

«В частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла. К таким же выводам пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Несмотря на это, пожелание польской стороны о проведении еще одного осмотра фрагментов будет выполнено», — сказала Петренко.

Вскоре Польша обвинила Россию в препятствовании расследованию в ходе реконструкции лайнера из собранных на месте катастрофы частей. МИД России выразил возмущение такими обвинениями.

«Возмущает тот факт, что нам устраивают грубый публичный демарш на фоне нормального делового взаимодействия компетентных ведомств России и Польши

по «смоленскому» досье, которые находятся в плотном контакте, в рамках механизма правовой помощи обмениваются материалами и согласовывают сроки посещения польскими экспертами места катастрофы для дополнительного изучения фрагментов президентского Ту-154М», — пояснили в дипведомстве.

В субботу 10 апреля 2010 года президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс PLF101 по маршруту Варшава –Смоленск. При заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.

Погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти все высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они направлялись в Россию с частным визитом в качестве польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.