Когда Турция в декабре 2017 года подписала кредитное соглашение стоимостью в $2,5 млрд на поставку российских зенитных ракетных систем С-400, это гарантировало Анкаре будущее столкновение с Вашингтоном. Конфронтация нашла свое отражение в проекте закона о «Бюджете США на 2019 год на нужды национальной обороны», в котором были прописаны условия, которые заморозили поставки Турции американских истребителей 5-го поколения F-35, пишет Defense News.
Не позднее чем через 60 дней после вступления в силу закона о бюджете в силу глава министерства обороны США должен направить профильным комитетам конгресса доклад «О статусе отношений Соединенных Штатов и Республики Турция». Лишь после этого договор о поставках Турции американских истребителей может получить реальную силу.
Но если отойти от сугубо политических маневров, демаршей и громких заявлений, зарубежные аналитики отмечают, что Москва в плане поставок С-400 производила все необходимые действия и согласования весьма проворно и практические всегда на шаг, а то и на два опережала развитие событий.
Анкаре очень хотелось, чтобы Россия передала необходимые технологии и чтобы в дальнейшем производство ЗРС «Триумф» осуществлялось и на турецкой территории.
Однако пока не было никаких публичных заявлений о возможности совместного производства ЗРС С-400 Турции и России. В решении этого вопроса, считают зарубежные аналитики, чувствуется рука Вашингтона. В Пентагоне менее всего заинтересованы, чтобы кооперация в производстве вооружения и военной техники между Россией и Турцией зашла так далеко.
Кроме того, в намерениях Анкары приобрести зенитные ракетные системы российского производства многие усматривают определенную игру, которую ведет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Есть предположение, что Турция, демонстративно углубляя взаимодействие с Москвой, тем самым пытается добиться от Вашингтона передачи технологий противоракетной обороны, отработанных, в частности, в системе ПВО/ПРО «Патриот».
«Турция в течение длительного времени пробовала различные схемы по вымогательству технологий в сфере ПВО/ПРО от западных корпораций и компаний», — утверждает старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа (CNA), научный сотрудник Института Кеннана Международного научного центра имени Вудро Вильсона (США) Майкл Кофман.
По его словам,
западные оборонно-промышленные компании и корпорации однозначно отказываются передавать технологии Турции, которая впоследствии может экспортировать произведенные у себя вооружение и военную технику в третьи страны.
Эта история началась далеко не вчера. После того как Турция не убедила США согласиться на передачу технологий, угрожая купить китайские системы ПВО, Анкара попробовала сделать это с Россией — и начались переговоры о продаже ЗРС С-400.
Но проблема состоит в том, что система «Патриот» и С-400 — весьма разные по исполнению и предназначению зенитные ракетные системы.
ЗРС С-400, как считают авторы Defense News, — высокомобильная система, но она разработана для развертывания позади линий боевого соприкосновения сторон вооруженного конфликта, чтобы в первую очередь защитить критически важные объекты инфраструктуры.
ЗРС «Триумф» обладает большой дальностью стрельбы, в то время как «Патриот» — система средней дальности. В этом смысле С-400 и «Патриот» — два различных класса зенитных ракетных систем, подчеркивает американское издание.
Игры Эрдогана?
Первоначально Турция в качестве одного из вариантов рассматривала закупку ЗРС С-300ВМ (или «Антей-2500»), которая в существенно большей степени оптимизирована для выполнения задач по ПВО сухопутных войск. Однако эта история закончилась, по большому счету, ничем.
В конечном счете Анкара остановила свой выбор на закупке ЗРС С-400, обладающей дальностью стрельбы в 250 км. По всей видимости, турецкую сторону впечатлили большая огневая производительность системы и ее способность по выполнению боевых задач в сложной помеховой обстановке.
В то же время разного рода маневры и демарши Турции, а также многоходовая турецкая партия с Вашингтоном не укрылись от внимания Москвы.
Тем не менее в Кремле были откровенно рады возможным поставкам ЗРС «Триуиф» турецкой стороне. В конце концов, в этом вопросе Москве было абсолютно нечего терять.
Турецкие покупки зенитных ракетных систем С-400 обеспечивают Москве много политических побед — российское вооружение поставляется в страну НАТО, Турция в плане подготовки личного состава и эксплуатации вооружения попадает в определенную зависимость от России, подобные закупки оружия вбивают клин между Анкарой и ее союзниками по Североатлантическому альянсу.
Москва также получит определенные финансовые выгоды, причем независимо от того, как будет складываться обстановка с закупкой систем С-400, полагает Майкл Кофман.
В то же время Россия, по мнению эксперта, подозревает, что Турция просто вымогает у США дополнительные преференции для улучшения дальнейшего взаимодействия, и в какой-то момент Эрдоган может попытаться выйти из игры.
Но нельзя исключать и ситуации, при которой турецкий президент попадет в им же расставленные сети, сказал Майкл Кофман. По мнению аналитика, Москва уже таким образом обставила условия закупки ЗРС С-400, что Турция потеряет деньги при любом развитии обстановки.
Финал может быть двояким — или Турция завершит сделку с оплатой $2,5 млрд за систему С-400, или выйдет из соглашения, но потеряв при этом большую предоплату.
Если же поставки истребителей 5-го поколения F-35 будут действительно заморожены, а конгресс США реально угрожает это сделать, Анкара имеет шанс потерять почти $1 млрд, которые она вложила в развитие программы F-35.
«Об этом говорят сравнительно немного, но я бы к истории поставки Соединенными Штатами истребителей 5-го поколения F-35 Турции непременно добавил некоторые штрихи», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам эксперта, самолет F-35 обладает очень сложным программным обеспечением. Ключи от него находятся в руках США. И, по всей видимости, в полном объеме информацию о нем американцы даже союзникам никогда не передадут.
То есть, по мнению специалиста, в любой нужный момент времени простым поворотом ключа боевые возможности самолета F-35 могут быть существенно занижены. И из грозного оружия XXI века машина может быть легко превращена в самолет с более чем скромными тактико-техническими характеристиками.
К тому же поставляемая по линии ВТС союзникам и друзьям США боевая техника имеет массу ограничений в плане боевого применения.
К примеру, иорданский F-16 не сможет в случае гипотетического вооруженного конфликта сбить аналогичный F-16 ВВС Израиля. В дело включатся множество блокировок, которые сделают применение оружия невозможным.
А ЗРС С-400 «Триумф», поставляемая турецкой стороне, этого недостатка лишена. Она с одинаковым успехом может работать по всем типам аэродинамических и многим баллистическим целям как с той, так и с другой стороны. И в Анкаре об этом отлично знают.
«Историю с поставками ЗРС С-400 Турции можно будет считать окончательно завершенной лишь тогда, когда за вооружение будет произведена оплата, турецкие расчеты пройдут обучение на территории России, выполнят начальные боевые стрельбы, а закупленная техника будет развернута на территории Турции в местах постоянной дислокации», — напомнил «Газете.Ru» экс заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
По последним данным, Россия передаст Турции первый полковой комплект зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» в октябре 2019 года.