Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении бывшего командующего Западного военного округа Андрея Картаполова главой новой структуры Минобороны — военно-политического управления ВС России.
«Назначить генерал-полковника Картаполова Андрея Валериевича заместителем министра обороны РФ — начальником главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ, освободив его от занимаемой должности», — говорится в тексте указа, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.
Таким образом, в структуре Минобороны России теперь будет 11 заместителей министра, в том числе два первых заместителя и один статс-секретарь.
Слухи о предстоящем создании главного военно-политического управления, подобного существовавшему в СССР ГлавПУРу, ходили уже давно. По некоторым данным, предстоящее формирование нового управления поддерживал сам министр обороны Сергей Шойгу.
Еще в феврале текущего года заместитель председателя Общественного совета при Минобороны России Александр Каньшин обрисовал общие контуры реформы. Главное военно-политическое управление будет образовано на базе существующих воспитательных структур, то есть действующего Главного управления по работе с личным составом ВС. При этом Каньшин подчеркивал, что речь не должна идти о простом переименовании структуры.
«Сегодня назрела острая необходимость укреплять на всех уровнях морально-политическую закалку рядового и офицерского состава, усиливать сплоченность армейских коллективов для решения целого ряда важнейших задач», — отмечал он.
Главное управление по работе с личным составом, согласно информации на сайте Минобороны, отвечает за организацию морально-психологического обеспечения военнослужащих, информационно-пропагандистской работы и государственно-патриотического воспитания личного состава российской армии, а также создание условий для реализации военнослужащими права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы.
Однако полномочия нового управления, судя по всему, будут значительно расширены.
«Новое главное военно-идеологическое управление должно обладать достаточно большими полномочиями и иметь строгую вертикальную структуру в масштабе вооруженных сил (ВС) — от роты до видов и родов войск, и замыкаться на Министерство обороны России», — подчеркивал Каньшин.
Стоит отметить, что создание Главного военно-политического управления при Минобороны — не новация, а скорее «возвращение к старым порядкам». Подобная структура существовала в нашей стране с 1919 по 1991 год.
Хотя наименование структуры неоднократно менялось, его суть оставалось неизменной: в ГлавПУРе служили военные комиссары, политруки и замполиты (заместители командира по политической работе). Они занимались в армии политической пропагандой, разъясняли политический курс правительства.
Аналогичные должности существовали и в других странах, в частности, в США. Однако политработники в Советской армии обладали властью не меньшей, а в некоторых случаях даже большей, чем командиры-единоначальники. Себя комиссары называли «представителями партии» в Вооруженных силах. Политработники в былые времена имели собственные кадровые органы и повлиять на их перемещение по службе строевые командиры никак не могли.
В то же время, бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковник Леонид Ивашов рассказал, что функции новой структуры все же будут отличаться от тех, которые выполняло главное политуправление во времена СССР. В частности, он указывает на то, что новое управление — это «уже направление воспитательной и политической работы по военным действиям в современных гибридных войнах.
«Сейчас без мощной схемы политвоспитания и идеологического воспитания армию строить нельзя. Поэтому усиливается направленность политической воспитательной работы на мощной идеологической основе. Идеология заключается в том, что существующий мир нестабилен, у России объявились на Западе противники. В задачи управления входит разъяснить личному составу Вооруженных сил РФ, что для подрыва морального облика ВС РФ используется масса рычагов – от киберсистем до информационной пропаганды. Решение о воссоздании направления оправдано. Это осознанная необходимость», — цитирует Ивашова РИА «Новости».
Назначенный на должность начальника ГВПУ Андрей Валериевич Картаполов известен тем, что с декабря 2016 по март 2017 года возглавлял российскую группировку войск в Сирии. Во время командования Картаполова после операции с участием российской авиации и российских Сил специальных операций 2 марта 2017 года Пальмира во второй раз была возвращена под контроль сирийского правительства.