22 ноября в Сочи состоится знаковая трехсторонняя встреча — президента России Владимира Путина с лидерами Турции и Ирана Реджепом Тайипом Эрдоганом и Хасаном Роухани. На переговорах будут обсуждаться вопросы о будущем Сирии. Встреча еще больше укрепит позицию Путина в качестве важного игрока на Ближнем Востоке, считает The Wall Street Journal.
«Встреча является чем-то вроде «круга почета» для российского президента, который начал интервенцию в Сирии в конце 2015 года, предоставив воздушную помощь режиму Асада», — отмечает газета.
В преддверии трехсторонних переговоров на высшем уровне в Сочи прошла встреча Путина с лидером Сирии Башаром Асадом. Как рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, Путин встретился с Асадом, чтобы быть уверенным, что все достигнутые договоренности будут выполнены.
По словам Пескова, еще на момент согласования трехсторонней встречи, Путин заверил своих собеседников, что российская сторона проведет соответствующую работу с сирийским руководством.
«Чтобы подготовить почву для тех пониманий, которые могут быть достигнуты завтра в Сочи. И чтобы быть уверенными, что подобные договоренности, которые могут быть завтра достигнуты, могут быть жизнеспособными, и чтобы они не подвисали в воздухе», — объяснил он (цитата по РИА «Новости»).
Во встрече не будет принимать участие американская сторона, которая в последнее время ужесточила свою политику в отношении Ирана. Американские официальные лица призвали Россию обсудить в ходе встречи пути стабилизации ситуации в Сирии после поражения боевиков из запрещенной в России организации «Исламское государство» (организация запрещена в России), пишет издание.
В том, что на встрече будет обсуждаться послевоенная Сирия, сходятся и западные, и российские эксперты. Как считает советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина, и трехсторонние переговоры, и встреча Путина с Асадом символизируют собой окончание этапа активных боевых действий в Сирии, направленных против терроризма, и начало другого этапа — более плотной политической работы, направленной на поиск мирного урегулирования конфликта в Сирии.
«ИГ стремительно теряет свои территории и источники финансирования, корни своего существования в Сирии, так что уже вполне можно говорить о победе над этой организацией. Это не означает полной победы над терроризмом и экстремизмом в этой стране: многие из радикалов будут загнаны в угол и уйдут в подполье, то есть проблема полностью решена не будет. Но говорить об окончании определенного этапа вполне можно», — рассказала Супонина «Газете.Ru».
Она отметила, что на новом этапе — не военной, а политической работы — «нельзя гарантировать, что все получится гладко». «Немало подводных камней, не исключены и срывы договоренностей, но пока все развивается в положительной динамике», — утверждает эксперт.
Из военных вопросов, по мнению Супониной, лидеры трех стран обсудят ситуацию на востоке Сирии, где присутствуют курдские вооруженные формирования, в северной провинции Идлиб, где активизируются турецкие военные, а также функционирование четырех зон деэскалации. При этом она отметила, что курдский вопрос на данный момент является одним из самых сложных, и не исключено, что для выработки его решения понадобятся еще не одни переговоры, в том числе и на высшем уровне.
«Москва продемонстрировала, что находится в тесном контакте с Дамаском. Асад поблагодарил российских военных, что тоже символизирует своего рода завершение определенного этапа в в сирийской кампании. Такого плотного присутствия российских военных, как прежде, сейчас в Сирии уже не нужно, поскольку многие военные задачи уже решены», — резюмировала Супонина.
Эксперт по Ближнему Востоку Юрий Мавашев также предположил, что на встрече будет обсуждаться вопрос формирования делегаций на предстоящий Конгресс национального диалога по Сирии в Сочи, механизм его работы, а также курдская проблема и зоны деэскалации.
«В плане дальнейшего существования зон десэкалации крайне важна совместная работа России и Турции по предотвращению и отражению возможной активности террористов «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России — «Газета.Ru») в Идлибе.
В районе Рахаджана Россия и Сирия делают большую часть работы, в то время как Анкара пытается договориться с боевиками. Таким образом, внешний российский контроль за границами Идлиба и внутренний турецкий должны гармонично сочетаться друг с другом», — отметил эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».
«Несомненно, что жизнеспособность любых договоренностей Москвы, Тегерана и Анкары находятся всегда под вопросом, при условии, что руководство Сирии с этим на самом деле не согласно. Также нельзя отбросить в сторону вопрос взаимодействия с американской стороной. Но основные решения будут выработаны тремя сторонами, американцев поставят перед фактом. Насколько Вашингтон примет новые правила игры — вопрос другой», — считает Мавашев.