Министры обороны стран-членов НАТО в ходе встречи в Брюсселе договорились о новой командной структуре военного блока. Об этом сообщил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг по итогам первого дня встречи, сообщается на сайте Североатлантического альянса.
«Сегодня мы договорились о разработке плана нашей адаптированной командной структуры, которая станет основой для нашей дальнейшей работы. Это еще больше укрепит нашу способность быстро и эффективно укреплять союзников», — сказал он.
В рамках реформы будет создано два новых командования, одно — для обеспечения военных логистических операций между Северной Америкой и Европой, другое — с аналогичными задачами в Европе. Кроме того, в структуре управления военного блока создается Центр киберопераций.
«Мы договорились, что мы сможем использовать кибернетические ресурсы союзников в миссиях и операциях НАТО, — заявил генсек. — Данные ресурсы будут сохранятся во владении стран-участниц, также как они сохраняют контроль над танками, кораблями и самолетами в ходе миссий НАТО».
Ранее о планах Североатлантического альянса ускорить процесс развертывания своих вооруженных сил в Европе и в принципе улучшить их мобильность сообщала постпред США при НАТО Кэй Бэйли Хатчисон на брифинге в преддверии встречи министров обороны альянса в Брюсселе.
По словам Хатчисон, такая необходимость возникла в связи с повысившимися угрозами безопасности стран-членов НАТО после присоединения Крыма к России в 2014 году. Министры обороны НАТО должны обсудить эту инициативу в Брюсселе.
«В целом, мы точно будем обсуждать наши позиции по обороне и военному сдерживанию, — рассказала Хатчисон, — Речь идет в том числе о структуре командования. Совсем недавно мы обсудили с членами ЕС и НАТО вопросы мобильности: как легко наши вооруженные силы могут передвигаться по территории всех наших стран-участниц. Эти дискуссии были очень полезны и позитивны».
По ее словам, главная задача на этом этапе — решить все юридические проблемы, препятствующие прохождению войск стран-членов альянса через границы внутри блока. «Это один из приоритетов в нашем партнерстве со странами ЕС, — добавила Хатчисон. — Мы расширяем сотрудничество не только с каждой из стран по отдельности, но и просим руководство всего Евросоюза помочь разобраться с препятствиями, например, с требованиями погранслужб или с недостаточно развитой инфраструктурой. Речь идет не только о дорогах, но и о железнодорожном и воздушном сообщении».
Другая тема, которую Хатчисон подняла в контексте отношений России и НАТО, были учения «Запад-2017», проведенные РФ и Белоруссией в середине сентября. По словам американского дипломата, альянс «очень разочарован» учениями. Хатчисон утверждает, что на «Западе» Венское соглашение ОБСЕ по наблюдению и контролю за учениями соблюдено не было.
«Россия должна приглашать наблюдателей, если в учениях принимают участие более 13 тысяч военнослужащих. Очевидно, что в «Западе-2017» принимало участие на тысячи военнослужащих больше», — рассказывала Хатчисон.
Она также добавила, что вопрос учений поднимался и в рамках последних переговоров в рамках Совета Россия-НАТО. «Мы поднимали этот вопрос на переговорах с русскими. Они постарались объяснить, что каждая из операций в рамках «Запада» организуется отдельно, поэтому такое положение дел не нарушает венский документ», — рассказала американский постпред, добавив, что руководство военного блока не согласилось с доводами РФ и настаивает, что учения нарушают букву и дух заключенных соглашений.
По официальным данным Минобороны РФ, к маневрам в рамках «Запада-2017» было привлечено чуть менее 13 тысяч военнослужащих. Из них от Белоруссии - около 7,2 тысяч человек. Обвинение в нарушении международных соглашений Москва отвергает.
Надо отметить, что и в 2013, и в 2009 году учения «Запад» проводились ровно с привлечение ровно такого же числа военнослужащих — чуть менее 13 000 человек. Но тогда никаких протестов со стороны иностранных наблюдателей не возникало.
Двухдневная встреча министров обороны НАТО проходит в Брюсселе 8-9 ноября. Генсек НАТО Йенс Столтенберг ожидает, что главы военных ведомств стран-членов альянса согласятся на пересмотр структуры командования объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе, о чем он сообщил в ходе пресс-конференции.
«Наша командная структура является основой альянса. В течение десятилетий она менялась, чтобы соответствовать изменяющимся условиям безопасности. И она должна продолжать развиваться, чтобы оставаться прочной, гибкой и полностью отвечающей заданным целям. Военная мобильность является ключем к нашей защите и политике сдерживания. Но речь идет не только о новых командованиях. Нам также необходимо обновить наши военные требования к гражданской инфраструктуре — дорогам, железным дорогам и аэропортам. Это жизненно важно для НАТО», — приводятся слова Столтенберга на официальном сайте альянса.
Отвечая на вопрос журналистов о том, чем будут заниматься новые структуры в командовании альянса, он пояснил, что военному блоку нужна «структура, чтобы организовывать, руководить и содействовать развертыванию сил НАТО в различных миссиях и операциях».
«Командная структура — это то, что позволяет всем 29 странам-членам блока работать вместе и развертывать силы в операциях. Но чтобы иметь возможность это делать, нам нужна командная структура, которая будет следить за тем, что у нас есть нужные силы с нужным оборудованием в нужном месте и в нужное время», - отметил он.
НАТО придерживается стратегии сдерживания России с начала 2016 года. В ее рамках в 20017 году в Польше и трех странах Балтии были размещены дополнительные батальоны военных из США и Западной Европы. Расширить присутствие НАТО в своем регионе страны Балтии просили в связи с действиями России, связанными с присоединением Крыма.
Крым вошел в состав России по итогам референдума в марте 2014 года. Российская сторона считает итоги референдума легитимными, однако на Западе их не признают. Согласно логике политиков Литвы, Латвии и Эстонии, где проживает значительное число этнических русских, по аналогичному сценарию может проходить вторжение в их страны. На Западе также неоднократно обвиняли Россию во вмешательстве в конфликт на Украине. Москва факт участия в нем российских военных отрицает.