На сегодняшний день, по официальным данным, девять радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) высокой заводской готовности типа «Воронеж» обнаруживают и сопровождают более сотни тысяч космических объектов в сутки. При этом тактико-технические характеристики «Воронежей» позволяют им обнаруживают и наноспутники, то есть объекты сравнительно небольших размеров. При этом осуществляется их автоматическая категоризация.
«Наиболее интересные с военной точки зрения объекты передаются для детальной обработки на радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона», — рассказал «Газете.Ru» экс-начальник штаба войск Ракетно-космической обороны генерал-лейтенант Анатолий Сколотяный, — ведь обнаружить объект в ближнем космосе и определить его траекторию — это еще полдела. Необходимо уточнить его размеры, характеристики, параметры стабилизации и многое другое, чем и занимается российская «Крона».
Как рассказал «Газете.Ru» генеральный конструктор ОАО «НПК «НИИДАР» Сергей Сапрыкин, радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона» в свое время создавался коллективом предприятий ОПК под руководством главного конструктора Владимира Сосульникова. Первая очередь комплекса «Крона» была поставлена на боевое дежурство еще в 2000 году. Через 15 лет создание комплекса было завершено, и его характеристики существенно изменились в лучшую сторону.
Сооружения радиолокационной станции расположены на площадке в нескольких километрах от вершины горы Чапал в районе станицы Зеленчукская в Карачаево-Черкеской Республике. В состав РЛС входит внушительных размеров дециметровый канал «А» с приемо-передающей фазированной антенной решеткой размером 20х20 метров, с электронным сканированием луча. Пару ему составляет сантиметровый интерферометрический канал «Н» с приемо-передающей системой из нескольких вращающихся антенн.
Мощный радиолокатор обнаруживает объекты по внешнему целеуказанию и распознает все космические объекты над Землей на высоте в несколько тысяч километров.
На вершине самой горы, уточнил для «Газеты.Ru» Сергей Сапрыкин, расположена позиция оптического комплекса распознавания, состоящего из лазерного оптического локатора и пассивного канала автономного обнаружения космических объектов.
По словам генерального конструктора, в марте 2015 года прошли испытания модернизированного радиооптического комплекса распознавания космических объектов «Крона» полного состава. Все замечания государственной комиссии были оперативно устранены. Был подписан акт о возможности принятия на боевое дежурство радиооптического комплекса полного состава, включая канал «Н», новых вычислительных средств, системы обработки информации и взаимодействия со всеми средствами комплекса.
В 2017 году комплекс работал уже в полном составе. В день «Крона» по поступающим заданиям обнаруживает, исследует и осуществляет проводку десятков космических аппаратов. В реальном масштабе времени информация передается на вышестоящий командный пункт ВКС РФ.
При этом в дециметровом и сантиметровом диапазонах определяется некоординатная информация — параметры вращения космического аппарата, типы его стабилизации, размеры. С высокой вероятностью определяется форма космического аппарата в заданном диапазоне высот. То есть «Крона» «видит» всю картину ближнего космоса.
Система дает важнейшую информацию в момент схода космического аппарата с орбиты. С большой точностью определяются параметры торможения спутника (или какого-либо космического тела) в атмосфере и выдаются координаты места падения на земле.
Во время стартов космических кораблей с космодромов «Крона» одновременно со штатными телеметрическими системами выдает информацию об отделении ступеней, обтекателя, отделении от ракеты-носителя космического корабля.
«На долю «Кроны» выпадали задачи определения мест падения неудачных стартов исследовательских марсианских космических кораблей, – уточнил для «Газеты.Ru» заместитель директора Цента анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, — и комплекс выдавал требуемую информацию: в какой точке земли упадет объект весом в десятки тонн, что позволяло при необходимости вовремя предупредить возможные риски».
Российская «Крона», по мнению Сергея Сапрыкина, должна и дальше совершенствоваться. Человеческая деятельность в околоземном пространстве развивается с каждым днем все интенсивнее. Ближний космос насыщен связными, метеорологическими, разведывательными спутниками. На смену сгорающим в атмосфере аппаратам приходят новые.
Среди разработчиков и производителей космической техники в развитых странах мира очевидна борьба за миниатюризацию космического аппарата при относительно неизменной стоимости запуска каждого килограмма груза.
Нормой стали так называемые наноспутники, для обнаружения которых традиционными методами необходимы огромные энергетические ресурсы.
В свое время генеральный конструктор ОАО «МАК «Вымпел» Александр Меньшиков и главный конструктор НПК «НИИДАР» Владимир Сосульников задумали с помощью системы «Крона» контролировать все космическое пространство над всей территорией Советского Союза. Всего планировалось создать три подобных комплекса на территории СССР — первый в Карачаево-Черкессии, второй в Таджикистане в Нуреке и третий на Дальнем Востоке под городом Находка.
Такая система распознавания по расчетам позволила бы контролировать параметры огромного количества спутников, пролетающих над территорией Советского Союза, успешно бороться с маневрирующими по специальным программам полета иностранными спутниками-разведчиками, пролетавшими над нашими важными военными и гражданскими объектами, контролировать аварийные ситуации, обнаруживать космический мусор.
В настоящий период, как рассказал «Газете.Ru» генеральный директор ОАО «НПК «НИИДАР» Александр Милославский, продолжаются работы по созданию и совершенствованию средств контроля космического пространства ВКС России.
Все это стало возможным благодаря накопленному еще с конца 1940-х годов научно-конструкторскому потенциалу по созданию РЛС дальнего и сверхдальнего обнаружения.
В июле 2017 года американское издание «The Defense News» опубликовало свой ежегодный международный рэнкинг компаний-производителей вооружений. В оборонный шорт-лист вошли шесть компаний российского ОПК — Концерн ВКО «Алмаз-Антей», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Тактическое ракетное вооружение», «Уралвагонзавод», «Радиоэлектронные технологии» и Концерн «РТИ». Последнему американцы отвели 86-е место в мире.
Попадание концерна в рейтинг не случайно, пояснил «Газете.Ru» Сергей Сапрыкин. РЛС дальнего и сверхдальнего обнаружения, создаваемые РТИ, составляют радиолокационное поле СПРН. Они являются основными средствами разведки единой системы ПРО нашего государства.
В частности, в одном из предприятий концерна — «НИИ дальней радиосвязи» в свое время впервые в мире создали семейство РЛС дальнего обнаружения — надгоризонтные «Дунаи», а затем сверхдальние загоризонтные РЛС «Дуга», работающие с использованием ионосферы в коротковолновом диапазоне радиоволн. Рассказывают, что когда впервые вышел в эфир узел ЗГ РЛС № 1, то на всем побережье США вышла из строя радиосвязь. Тогда американцы передали СССР ноту протеста против использования боевой системы «Дуга».
В результате тактико-технические характеристики опытного образца «Дуги» на тот период не удовлетворили заказчика. Главнокомандующий Войсками ПВО снял ее с опытно-боевого дежурства и передал предприятию-изготовителю.
«Тем не менее, средства в 1960-80-х годах на боевые загоризонтные локаторы не были потрачены зря, — подчеркнул генерал-лейтенант Анатолий Сколотяный, — а пошли на научный поиск, благодаря которому впоследствии удалось создать эффективные загоризонтные РЛС поверхностной и пространственной волны».
Как рассказал «Газете.Ru» Сергей Сапрыкин, накопленный десятилетиями тематический задел в загоризонтной локации продолжает развиваться. Информационные возможности при обнаружении воздушных и надводных целей на расстояниях, недоступных обычной локации, по-прежнему актуальны и востребованы в Воздушно-космических силах и Военно-морском флоте ВС РФ.
Физический принцип отражения радиоволны от ионосферы позволяет обнаруживать самолеты с момента разгона по взлетной полосе на дальности до двух тыс. км за пределами территории страны.
В области традиционной, надгоризонтной локации, в свое время был сделан революционный технологический прорыв. Под руководством главного конструктора Владимира Сосульникова в 1990-х годах обосновали и спроектировали технологию быстровозводимых перебазируемых высокопотенциальных РЛС дальнего обнаружения для применения в перспективных проектах по СПРН.
Как раз в этот период возникла острая необходимость восстанавливать и модернизировать отечественную СПРН и создавать над РФ единое радиолокационное поле против баллистических ракет вероятного противника. На базе этого научного задела сейчас созданы РЛС высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» дальнего обнаружения — компактные, технологичные и эффективные при выполнении задач предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
Как подчеркнул Сергей Сапрыкин, получена базовая технология изготовления локаторов дальнего и сверхдальнего обнаружения, позволяющая из унифицированных модулей в короткое время, изготовить и разместить на позиции РЛС требуемого потенциала, под решение широкого спектра задач — от обнаружения ракет и самолетов — до обнаружения наноспутников, космического мусора и небесных тел.