Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич сообщил, что на Курилах в ближайшее время должны начаться запланированные работы по строительству базы Военно-морского флота России.
По словам Клинцевича, бухта, в которой планируется создание базы, в случае создания последней позволит принимать «любые корабли, в том числе – и первого ранга». Клинцевич ожидает, что работы по созданию базы Тихоокеанского флота начнутся «без авральных рывков». «Все идет строго по плану, работы начнутся в самое ближайшее время», — отметил сенатор.
Также на Курильских островах будет восстановлена сеть аэродромов – эти работы также будут увязаны с созданием военно-морской базы, добавил он.
Создание базы ВМФ такого уровня потребует весомых предпосылок и солидных затрат, уверен экс-командующий (с 2001 по 2006 гг. – «Газета.Ru») Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев.
«Думаю, что ударным трудом базу на Курилах можно создать года за три. Но это потребует больших затрат. Перед принятием окончательного решения о строительстве необходимо серьезное экономическое обоснование», — заявил РИА «Новости» в четверг адмирал.
«В СССР были намерения базировать силы Тихоокеанского флота на островах Курильской гряды, но они остались неосуществленными по причине распада страны», – рассказал Валуев. При этом вход и выход военно-морских сил из возможных перспективных пунктов базирования кораблей представляют проблему, добавил он.
«Когда я служил на Дальнем Востоке, рассматривался вопрос размещения корабельного соединения ТОФ на Курилах. На островах выгодно создавать базу по единственной причине — прямого выхода в океан», – подчеркнул Валуев. «Из мест, которые были определены как пригодные под нее по геометрии, трудности были следующие. Первая — сложная ледовая обстановка зимой. Вторая — приливы и отливы около шести метров. Третья — сильные ветра», — отметил адмирал.
Островная база требует наличия сил обеспечения – ледоколов, буксиров, синхронизирующихся с уровнем воды пирсов, способных всплывать и погружаться.
«Инфраструктура, которая понадобится для пункта базирования — очень сложная. Помимо пирсов необходимы группы гарантийного надзора, ремонтные предприятия для проведения мелкого ремонта на месте», — добавил Валуев. По словам адмирала, такие меры необходимы для того, чтобы новая военно-морская база, предназначающаяся для защиты восточных рубежей России, не стала «очень затратной и не поглотила все средства, выделенные на поддержание боеготовности всех кораблей Тихоокеанского флота».
Ранее стало известно, что правительство России увеличило объем финансирования федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы».
«Предусматривается увеличение объема финансирования программы по созданию транспортной, туристской и инженерной инфраструктуры за счет средств внебюджетных источников на 11,1 млрд рублей. Общий предельный объем финансирования ФЦП увеличивается на 11,3 млрд рублей до 80,9 млрд руб», — сообщается на сайте кабинета министров. Также постановление кабмина предусматривает ввод в эксплуатацию аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций.
В начале сентября на полях Восточного экономического форума вице-премьер Игорь Шувалов рассказал о масштабных инфраструктурных планах России на Дальнем Востоке.
«Предлагаем японским партнерам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода автомобильно-железнодорожного от Хоккайдо до южной части Сахалина», — заявил он на ВЭФ-2017. При этом, по словам Шувалова, Россия близка к тому, чтобы начать свою часть работы — довести до побережья Тихого океана железную дорогу и построить «такой же сложный переход» из материковой части страны на Сахалин.
Первый вице-премьер уверен, что этот проект даст России возможность дополнительно использовать свою железнодорожную инфраструктуру, при этом сделав Японию «континентальной державой». План проекта включает в себя строительство железнодорожной сети на Сахалине. По оценке Шувалова, проект может оказаться «не очень дорогостоящим» за счет использования при строительстве современных технологий.
Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что объем инвестиций в создание моста между континентальной Россией и Сахалином должен составить около 500 млрд рублей.