Мощнейший в мире атомный ледокол ЛК-60Я «Сибирь» отечественного проекта 22220 спустили на воду со стапеля Балтийского завода — Судостроение в Санкт-Петербурге. Видео, на котором запечатлен этот знаменательный для российского флота момент, опубликовал в фейсбуке депутат Госдумы Евгений Ревенко. «Ура всем, кто занят такой важной и нужной работой, как освоение Русского Севера и обустройство Северного Морского Пути», — написал ок.
На торжественной церемонии спуска «Сибири» на воду присутствовали несколько тысяч зрителей.
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова разбила о борт ледокола бутылку крымского шампанского, отправив атомоход со стапеля в воды Невы.
Церемонию спуска «Сибири» предварило личное обращение президента России Владимира Путина, которое зачитал присутствующим полпред главы РФ в Северо-Западном Федеральном округе Николай Цуканов.
«Успешная реализация такого грандиозного проекта как ледокол «Сибирь» — большое событие для всех, кто принимал участие в его создании. Убежден, что этот мощный ледокол значительно укрепит потенциал российского атомного флота и будет способствовать усилению позиции России как великой морской державы», — передал полпред слова главы государства.
Торжественное обращение продолжила Голикова, которая поблагодарила всех профессионалов, работавших над созданием ледокола. Председатель Счетной палаты РФ подчеркнула, что задачи, стоящие перед экипажем атомохода, имеют огромное политическое и экономическое значение для безопасности России. «Реализация такого сложного проекта, как строительство первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь», имеет исключительное значение для морского флота России и служит поводом для гордости миллионов наших людей», — напомнила Голикова.
Выступавший после нее глава «Росатома» Алексей Лихачев выразил уверенность в том, что обновление российского атомного ледокольного флота — поистине грандиозная задача. «Но хочется большего: встретиться здесь, на Балтийском заводе, но уже на спуске ледокола нового типа и нового уровня, ледокола «Лидер». Давайте работать, развивать компетенции и замахиваться на большее, потому что мы с вами — лидеры, потому мы — лучшие в мире», — заключил Лихачев.
«Сибирь» подготовили к спуску на воду всего за 2,5 года, строительство было начато в мае 2015 года.
Однако судно еще не готово к выходу в море, строительные работы буду окончательно завершены к ноябрю 2020 года.
Новый атомоход рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8-2,9 м с устойчивой скоростью. Ледокол двухосадочный — при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, а при мелкой — работать в руслах рек. Таким образом, «Сибирь» сможет заместить сразу два ледокола: классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно.
В длину «Сибирь» достигает почти двухсот метров (173,3 м), ширина ледокола составляет 34 м. На «Сибири» размещены два водо-водяных ядерных реактора типа РИТМ-200, судно сможет развивать скорость до 22 узлов по чистой воде.
Помимо «Сибири», Балтийский завод Судостроение по контракту с ФГУП «Атомфлот» строит еще два судна проекта 22220: головной атомоход «Арктика» и второй серийный «Урал».
4 сентября глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что три атомных ледокола «Лидер» могут быть построены к 2025 году. «Мы рассчитываем на развитие нового поколения более мощных ледоколов. Проект называется «Лидер». Это самый крупный в мире ледокол. Можно будет построить как минимум три ледокола более 100 МВт мощности где-то к 2024–2025 году», — сказал Мантуров.
Ранее гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша обещал, что ледокол «Лидер» будет принят в эксплуатацию в мае 2019 года. «Мы в обновленные сроки по постановлению правительства в мае 2019 года примем в эксплуатацию ледокол, второй ледокол — в ноябре 2020 года и третий — в ноябре 2021 года», — сказал Рукша на международной встрече Арктического совета.