Утром 5 сентября подразделения сирийской армии совместно с отрядами ливанского шиитского движения «Хезболла» преодолели оставшиеся два км пустыни к осажденному гарнизону и жителям города Дейр-эз-Зор. Задержать наступление правительственных сил пытались несколько десятков боевиков ИГ (организация запрещена в России) на автомобилях, начиненных взрывчаткой.
В Министерстве обороны России сообщили о подтверждении фактов, свидетельствующих о том, что город удерживался боевиками-выходцами из России и стран СНГ.
«В ходе операции по освобождению города Дейр-эз-Зор сирийскими штурмовыми отрядами был захвачен крупный укрепленный район боевиков ИГИЛ, по которому накануне авиацией ВКС России и крылатыми ракетами «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» были нанесены точечные удары. После освобождения района нашла подтверждение ранее полученная по разным каналам разведывательная информация, что укрепрайон удерживался террористами — выходцами из России и стран СНГ», — говорится в сообщении военного ведомства.
Более 50 «шахид-мобилей» были уничтожены сирийцами. К базе 137-ой механизированной бригады (находится на самой западной точке окраины Дейр-эз-Зора, подконтрольной правительственному гарнизону) подошла бронетехника и пехотные соединения.
В течение дня сирийская армия продолжила расширять коридор к осажденным кварталам города. Наступление сирийской армии активно поддерживала авиация российских ВКС. Также из Восточного Средиземноморья были произведены пуски ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» по позициям радикалов в районе Дейр-эз-Зора.
По данным информационного агентства Reuters, в осажденные кварталы вслед за армией едут десятки грузовых автомобилей с продуктами, водой и другими необходимыми вещами. Источник РИА «Новости», близкий к движению «Хезболла», предположил, что полное снятие блокады подконтрольных правительству кварталов может произойти уже в ближайшие дни.
О важности произошедшего свидетельствует то, что с деблокадой Дейр-эз-Зора президента Сирии Башара Асада поздравил телеграммой Владимир Путин. Ранее Путин отправлял Асаду поздравительную телеграмму в декабре 2016 года, когда была завершена операция по освобождению Алеппо, крупнейшего по количеству жителей сирийского города.
Министр обороны России Сергей Шойгу в середине августа заявлял, что в настоящее время именно Дейр-эз-Зор является «ключевой точкой на карте Сирии». По мнению министра, взятие этого города приблизит окончание войны в этом ближневосточном государстве.
Дейр-эз-Зор — крупнейший город на востоке Сирии. Его довоенное население составляло около 220 тыс. человек. После начала разработки нефти на близлежащих месторождениях в 1970-х годах город активно застраивался и расширялся. Кроме богатых месторождений «черного золота» в окрестностях, сам город является важным транспортным узлом на пути из Сирии в Ирак. Именно автотрасса, проходящая мимо Дейр-эз-Зора, была одной из важнейших автомагистралей «Исламского государства», пока оно было на пике могущества.
С первого года конфликта в Сирии (2011 год) город стал местом активных антиправительственных протестов, которые летом 2012-го переросли в вооруженные столкновения между противоборствующими силами. В течение 2013-го года отряды Сирийской свободной армии (ССА) и исламских радикалов смогли отбить у правительства большую часть города. К весне 2014-го года власть в занятых кварталах перешла к боевикам ИГ. Тогда же радикалы смогли полностью блокировать правительственные силы и сочувствующих правительству мирных жителей.
Всего, по данным ООН, в блокаде вместе с солдатами сирийской армии находилось 93 тыс. гражданских жителей. Снабжение их всем необходимым происходило исключительно вертолетами.
После вторичного освобождения Пальмиры в марте этого года сирийская армия совместно с союзными формированиями иранской армии и движением «Хезболла» при поддержке российских ВКС начала медленное продвижение на восток — в сторону Дейр-эз-Зора. Пальмира находится на основной автотрассе, соединяющей этот город со столицей Дамаском. Понадобилось около полугода, чтобы преодолеть порядка 160 км пустыни и пустынных гор, где засели боевики ИГ.
Впервые с начала операции российской армии в Сирии правительственным силам предстоит сражаться за столь крупный город против боевиков ИГ. Самой масштабной битвой до того была операция по освобождению Алеппо, продолжавшаяся с августа по декабрь 2016-го года. Но ситуация в Алеппо несколько отличалась. Районы Алеппо, откуда были выбиты правительственные силы, контролировались сонмом различных группировок. Там была и так называемая «умеренная оппозиция», и радикалы вроде «Джебхат ан-Нусры» (террористическая организация, запрещенная в России). При посредничестве Турции России и Сирии удалось договориться о выводе из восточных районов города 5 тыс. боевиков и членов их семей. С оставшимися непримиримыми отрядами, численность которых составляла, по разным оценкам, до 1 тыс. человек, бои продолжались около месяца.
Самое серьезное сражение правительственных сил Сирии при поддержке российской армии против ИГ в городских условиях происходило в Пальмире. Первая битва за город, произошедшая в марте 2016-го года, длилась всего две недели. В первых числах декабря того же года боевики внезапно атаковали город и полностью заняли его. Вторая битва за Пальмиру продолжалась три месяца. Погибли, по официальным данным министерства обороны России, несколько российских военнослужащих из числа Сил специальных операций, в частности, командир батальона Санап Санчиров.
Чтобы выбить радикалов из Пальмиры, правительственные силы и российские спецподразделения занимали окрестные высоты — с них уже можно было вести обстрел опорных точек противника внутри города. Самые ожесточенные столкновения были связаны как раз с боями за ключевые высоты. В отличие от Пальмиры, Дейр-эз-Зор лежит на равнине.
В окрестностях нет таких высот, с которых можно было бы обстреливать любой район города.
На сегодня большая часть кварталов города контролируются радикалами. Это преимущественно плотная застройка с домами в несколько этажей. Город почти полностью расположен на правом берегу реки Евфрат. На левом — частная застройка, левобережье считается сельской местностью. Через Евфрат до начала войны имелось два моста: один старинный французский подвесной мост, им пользовались лишь пешеходы, и южнее — современный автомобильный. Пешеходный мост был разрушен в результате минометного обстрела еще весной 2013 года. Позже коалиция, возглавляемая США, разбомбила и автомобильный мост. Евфрат в том течении не превышает трех сотен метров в сухой сезон, поэтому радикалы в случае необходимости смогут легко переправляться с берега на берег на лодках.
Как показывает практика боев против боевиков ИГ в городских условиях, они очень умело используют урбанизированные территории. Иракской армии понадобилось девять месяцев, чтобы выбить ИГ из Мосула. Это стоило правительственным силам, по словам бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, 20 тыс. убитых и раненых бойцов армии и федеральной полиции. Три месяца уже продолжается штурм «столицы ИГ» — города Ракка —
силами Сирийских демократических сил (СДС) при поддержке США. Город Эль-Баб на севере Сирии за три с половиной месяца зимой 2016/17 у ИГ смогли совместно отбить отряды ССА и подразделения турецкой армии. Причем решающую роль сыграли именно турецкие военнослужащие. По данным немецких журналистов, турки потеряли не менее 59 солдат и офицеров и 10 танков «Леопард».
Вероятнее всего, битва за Дейр-эз-Зор потребует вовлечения значительных сил Башара Асада и его союзников. Также стоит добавить, что представители российского оборонного ведомства неоднократно говорили, что из Мосула и Ракки боевики ИГ бежали именно в Дейр-эз-Зор.