Мусульмане, пришедшие в воскресенье к посольству Мьянмы на Большой Никитской улице в Москве выразить протест против гонений на единоверцев — представителей этнического меньшинства рохинджа — в Мьянме, узнали о готовящейся акции из мессенджеров и социальных сетей, рассказал «Газете.Ru» один из участников мероприятия.
По его словам, призыв прийти на акцию пересылали друг другу пользователи WhatsApp и Instagram, однако кто был первоисточником этого сообщения, он не знает. В сообщении содержалась информация о месте и времени проведения акции, а также обращение к мусульманам.
«Уважаемые братья, когда вас в судный день спросят: - «что ты сделал, чтобы помочь людям из Рохинья в Бирме, которых убивали?» Что ты ответишь?», — говорилось в сообщении (орфография и пунктуация сохранены).
Как рассказал собеседник «Газеты.Ru», представившийся Абу Мухаммадом из Ташкента, конкретных организаторов и координаторов у акции заявлено не было. По крайней мере, у посольства он не видел никого, кто бы позиционировал себя как организатор.
«Я пришел к посольству Мьянмы к обеду примерно. Там уже было много народа, и ОМОН оцепил посольство. Нас не подпускали. ОМОН дал громкоговоритель одному из мусульман, который стоял посередине дороги, и он говорил», — сказал он.
Абу Мухаммад пояснил, что человек, которому выдали громкоговоритель, не являлся организатором акции протеста: «просто он был самым активным и общался с ОМОНом».
«Мы думали, что там будет из муфтията кто-то, но, увы, их не было», — отметил собеседник «Газеты.Ru». В московских мечетях о готовящейся акции у посольства Мьянмы и в целом о положении народа рохинджа в южноазиатской республике не говорили, отмечает Абу Мухаммад. «Они там боятся, мне кажется. Не хотят в политику лезть, наверно», — предположил он.
В московской мечети Ярдям в Отрадном прошедшую акцию осудили. Как пояснил «Газете.Ru» сотрудник мечети, в ней считают, что мусульманам подобные мероприятия посещать не следует.
В Мемориальной мечети на Поклонной горе сообщили, что ничего не знают о митинге. Как пояснил собеседник «Газеты.Ru», главный имам мечети сейчас находится на хадже, а информации о том, посещали ли мероприятие у посольства Мьянмы другие посетители мечети, у него нет. Представители Московской соборной мечети на Проспекте Мира и в Московской исторической мечети на Большой Татарской улице на момент написания заметки не были доступны для комментариев.
Как рассказал «Газете.Ru» научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ильшат Саетов, имамы всех четырех московских мечетей предостерегли мусульман выходить на Большую Никитскую в минувшее воскресенье, так как митинг был незаконным. По его словам, о незаконности акции прихожанам напомнил Ильдар Аляутдимов, имам Соборной мечети в Москве.
По мнению директора программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности (ESISC) Евгении Гвоздевой, сравнивать мессенджеры и мечети по степени влияния на умму некорректно. Она отметила, что в Европе мусульмане получают подобную информацию именно в мечетях.
«Телеграм — это исключительно молодежная аудитория. До 35 лет в столицах и до 30 лет в прочих городах. На этом его эффективность заканчивается. Мечети и культурные центры охватывают все возрасты. В данном случае физическое пространство и социальные сети — это разные механизмы, но друг друга подкрепляющие. И эти механизмы работают, кстати, как в отношении радикальных исламистов, так и в отношении умеренного исламского комьюнити, — считает собеседница «Газеты.Ru». — Участники митингов во Франции против запрета на ношение бурки приходили организованно и привлекались одновременно и через мечети, и социальные сети, и через исламские культурные центры».
«В 2014-2015 годах бытовал слух, поддерживаемый различными экспертами, что ИГ («Исламское государство», запрещенная в России организация — «Газета.Ru») вербует сторонников через соцсети, то есть без физического контакта. Но, как показала практика (да, были люди, которых завербовали только через соцсети), в той же Бельгии или во Франции информация, распространяемая через соцсети, шла подспудно вербовке через салафитские мечети и «тусовку». Контакты на уровне мечетей и культурных центров для мусульман имеют очень большое значение», — добавляет Гвоздева.
Эксперт также приводит в пример то, как работает информационное сопровождение в социальных сетях. «Наш центр занимается исследованием и мониторингом салафитских мечетей и книжных магазинов на территории Франции. Информация о салафитских магазинах и литературе, которую они продают, распространяется через фейсбук и прочие соцсети, в то время как на «желтых страницах» такая информация дается в сокращенном и не вызывающем тревогу виде», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
«Я очень сомневаюсь, что в Москве подобный ивент был организован по типу митинга в защиту режиссера Кирилла Серебренникова. Я подозреваю, что там должны быть организаторы. Что он согласован с вышестоящими органами. Но я не уверена, что там есть разнарядка, — считает Гвоздева. — В глобальном смысле собственные социальные СМИ внутри мусульманского комьюнити — это действительно интересная вещь, но я думаю, что это не тот случай».
Научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ильшат Саетов говорит, что в случае с митингом у посольства Мьянмы не следует искать какие-то скрытые связи. «Я не согласен, что у российских мусульман какое-то другое информационное пространство. В данном случае были задействованы типичные для любого человека каналы распространения информации. Именно обострение ситуации в Мьянме стало последней каплей недовольства», — считает Саетов, обращая внимание на то, что недовольство у россиян происходящим в далеком регионе росло уже давно. По словам эксперта, этот митинг стал дозволенным выбросом энергии – «не нужно критиковать свою власть, когда можно какой-то далекой Мьянме предъявить претензии».
в отдельном репортаже
К тому же, добавляет Саетов, свою роль сыграли высказывания главы Чечни Рамзана Кадырова, которые придали легитимности такому стихийному движению солидарности. «Кадыров — это все-таки фигура для многих значимая, и его высказывание дало понимание, что у такого движения солидарности есть поддержка наверху», — добавляет Саетов.
После московской несогласованной акции протеста в чеченском Грозном прошла еще более массовая, согласованная акция в поддержку рохинджа. Глава Чечни, в свою очередь, распространил в интернете свой комментарий на счет событий в Мьянме. «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, я против позиции России. Потому что у меня есть свое видение, своя позиция», — сказал он.
Впоследствии пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин также осудил притеснения мусульман в Мьянме. Произошло это в рамках саммита БРИКС в Китае в ходе встречи президента РФ и его египетского коллеги Абдул-Фаттаха Ас-Сиси.
«И президент Путин, и президент Ас-Сиси выразили крайнюю озабоченность тем, что происходит в Мьянме, осудили любые проявления насилия, от кого бы они ни исходили и против кого бы они ни были направлены, в том числе и против мусульман», — рассказал Песков.