Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал перенос сроков сдачи ледокола «Арктика» с 2017 на 2019 год. По его словам, подобные переносы являются нормальной практикой. «Другое дело, если эта сдвижка вправо перейдет грани разумного, тогда действительно возникает опасность. А такая определенная гибкость сроков по реализации подобных проектов допускается», — сказал он, отметив, что «работают контрольные органы, которые делают свою работу».
Ранее «Росатом» сообщал, что Объединенная судостроительная компания (ОСК) просила перенести сроки ввода нового ледокола «Арктика», который предназначен для провозки грузов по Северному морскому пути. «Нам было известно о просьбе ОСК перенести сроки ввода нового ледокола еще в мае. Данное решение не приведет к проблемам по выполнению задач «Атомфлота» по проводке судов по Северному морскому пути», — заявили ТАСС в департаменте коммуникаций «Росатома».
Еще раньше в СМИ стала поступать информация о том, что поздняя сдача проекта связана с убытками из-за антироссийских санкций, однако замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков опроверг эту информацию, заявив, что Россия смогла устранить влияние западных санкций на строительство новых атомных ледоколов. Он отметил, что
срок сдачи головного атомного ледокола проекта «Арктика» немного откладывается, но это связано с использованием на ледоколе инновационного оборудования, созданного впервые.
В ОСК утверждают, что «уже приняты необходимые организационные и технологические меры, которые позволили сжать разрыв до одного года, несмотря на то что поставщики ключевого оборудования фактически спровоцировали двухлетнее отставание».
Как стало известно газете «Коммерсантъ», в процесс пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину, который вынужденно поручил перенести сроки сдачи атомного ледокола. По данным издания, президент также потребовал принять кадровые решения в связи со срывом госконтракта, а Счетная палата, Генпрокуратура и ФСБ займутся проверкой проекта.
О строительстве атомного ледокола «Арктика» ФГУП «Атомфлот» и ООО «Балтийский завод — судостроение» (БЗС) договорились в 2012 году.
Из бюджета на него выделили 37 млрд руб., а сроком сдачи указали 2017 год.
Впоследствии БЗС попросил «Атомфлот» перенести срок сдачи «Арктики» на 2019 год. Обращение затем прошло через «Росатом», правительство, Совбез и добралось до президента. Проблемой «Арктики» стали турбины, которые должен был испытать украинский Харьковский турбинный завод. Однако такая возможность исчезла после 2014 года, и стенд пришлось строить на «Киров-Энергомаше». Процесс создания ледокола выбился из графика, а подрядчики строительства ледокола, как отмечает издание, перекладывают вину за задержки друг на друга. По словам источника в правительстве, поиск ответственных за возможный срыв госконтракта может коснуться должностных лиц Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и «Росатома», поскольку они заранее не уведомили о задержках в строительстве «Арктики».
Ледокол «Арктика» входит в группу атомных ледоколов, необходимых для выполнения проектов по освоению Арктики. Корабль был заложен в ноябре 2013 года. Длина корабля составит 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,5 тыс. тонн, экипаж — 75 человек. Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
Несмотря на свою неготовность, на данный момент «Арктика» считается одним из самых мощных в мире атомных ледоколов.
При спуске ледокола на воду в июне 2016 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что «Арктика» «и самый большой, и самый мощный» головной универсальный атомный ледокол. «В целом можно говорить о возрождении нашего единственного в мире, подчеркиваю — единственного в мире, атомного ледокольного флота», — сказал он. Медведев также добавил, что в 2016 году российские предприятия сдали две подлодки и четыре надводных боевых корабля. Также были созданы ледоколы «Поларис» и «Новороссийск». Он отметил, что помимо «Арктики» на воду были спущены неатомные ледоколы «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин».