Обвинения в терроризме
В год 30-летия своего существования палестинская группировка ХАМАС, правящая в секторе Газа с 2007 года, может оказаться в критическом положении. После того как Саудовская Аравия и еще восемь государств в начале июня разорвали дипломатические отношения с Катаром — главным спонсором ХАМАС — и обвинили его в поддержке терроризма, палестинские исламисты, помимо продолжающегося конфликта с Израилем, столкнулись также с критикой со стороны арабских стран.
Группировка признана террористической в США, Великобритании и ЕС, но арабские страны ее таковой не считают. При этом девять стран региона обвинили Доху в финансировании террористических группировок, среди которых назвали в том числе и ХАМАС.
После этого ХАМАС выпустил заявление, в котором говорится, что группировка была «шокирована» адресованным Катару призывом Эр-Рияда прекратить ее поддержку.
Глава МИД Катара шейх Мохаммед бин Абдулрахман аль-Тани, комментируя требования Эр-Рияда, заявил, что Доха «поддерживает не ХАМАС, а палестинский народ». «США считают ХАМАС террористической организацией, но для остальных арабских стран это законное движение сопротивления», — добавил он.
Позже арабские СМИ со ссылкой на палестинские источники сообщили, что проживающие в Катаре лидеры ХАМАС, на высылке которых настаивал Эр-Рияд, покинули страну. По данным ливанского канала Al Mayadeen, высокопоставленные члены группировки уехали из Катара по просьбе катарского руководства, но в самой организации утверждают, что они сделали это добровольно, чтобы облегчить положение своего союзника.
На изменение риторики арабских государств в отношении палестинской группировки обратил внимание The Jerusalem Post. 9 июня, уже после начала катарского дипломатического кризиса, саудовская газета Okaz опубликовала «одну из самых критических статей о ХАМАС, когда-либо встречавшихся в королевстве», отметило израильское издание.
«Возможно придется ущипнуть себя, чтобы поверить в критику саудовской газеты в отношении террористической группировки ХАМАС», — пишет The Jerusalem Post.
В статье, о которой идет речь, Okaz называет действия ХАМАС «предательством по отношению к Палестине», а саму группировку — «двойным агентом Дохи и Тель-Авива».
По данным газеты, за последние три года организация инвестировала $120 млн, которые власти Саудовской Аравии и ОАЭ выделили для сектора Газа в качестве гуманитарной помощи, в строительство подземных тоннелей для контрабанды товаров и проведения диверсий.
По утверждению автора статьи, «ХАМАС использует всю помощь, которую палестинцы получают для поддержки своих интересов, на строительство тоннелей под школами, домами и больницами», создавая таким образом опасность для жизни палестинцев.
«Исламское государство» (организация запрещена в России) для Израиля
Okaz также проводит параллель между ХАМАС и запрещенным в России «Исламским государством», называя палестинскую группировку террористической организацией, преступления которой превышают преступления ИГ: «ИГ убивает быстро, тогда как ХАМАС убивает медленно». В заключении статьи саудовская газета обвинила ХАМАС в использовании палестинцев в качестве живого щита и призвала арабские государства вмешаться в ситуацию.
Бывший командующий Южным военным округом Израиля Йоав Галант в середине июня заявил, что ХАМАС для Израиля представляет такую же угрозу, как ИГ для западного мира, пишет портал The Tower. Ранее, в период расцвета ИГ в 2014 году, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что «ИГ и ХАМАС являются ветвями одного и того же ядовитого дерева».
В деятельности ХАМАС и ИГ действительно можно проследить схожие черты. Обе организации используют мирных жителей в качестве живого щита, а тактику наезда грузовика на людей как метод осуществления терактов (его изобретение иногда ошибочно приписывают ИГ), ХАМАС применил еще в 1991 году: тогда в результате наезда члена группировки на толпу израильских солдат погибли двое военных.
Движение ХАМАС появилось в 1987 году, вскоре после начала Первой палестинской интифады.
Сначала израильское руководство отнеслось к его созданию достаточно благосклонно, предположив, что новая организация, в отличие от военизированного «Движения за национальное освобождение Палестины» (ФАТХ), будет заниматься исключительно гуманитарными вопросами.
Однако вместо этого ХАМАС провозгласил своей главной целью изгнание из Палестины «израильских оккупантов» и создание на всей ее территории ( в том числе и на месте Израиля) единого исламского государства. Для достижения этого группировка использовала как политические методы, так и террор. Руководители ХАМАС не считали деятельность организации противозаконной, а главной формой проявления терроризма называли израильскую оккупацию. Спустя два года после создания ХАМАС, в 1989 году, власти Израиля объявили организацию террористической и запретили ее деятельность.
17 июня ИГ взяло на себя ответственность за нападение на полицейских в Иерусалиме. Атака стала первой операцией группировки на территории Израиля, жертвой теракта стала 23-летняя офицер израильской пограничной полиции Хадас Малка. Однако позже заявление ИГ, распространенное подконтрольным группировке агентством Amaq, было опровергнуто ХАМАС.
Высокопоставленный представитель палестинской группировки Иззат Ришек в своем твиттере обвинил ИГ во лжи и заявил, что «трое мучеников», совершивших нападение, не имеют никакого отношения к самопровозглашенному халифату. По его словам, в атаке участвовали двое выходцев из «Народного фронта освобождения Палестины» и один активист ХАМАС.
Энергетическая блокада
В апреле этого года давление на ХАМАС усилило и палестинское руководство, базирующееся на Западном берегу реки Иордан. Тогда лидер Палестины Махмуд Аббас, выступая перед послами арабских государств в Бахрейне, пообещал предпринять «беспрецедентные шаги» в борьбе с группировкой. Высокопоставленные члены военизированного движения ФАТХ, которое возглавляет Аббас, в своих апрельских выступлениях также призывали жителей Газы свергнуть ХАМАС, который фактически управляет регионом уже десять лет.
После своего выступления в Бахрейне Аббас принял ряд радикальных мер по борьбе с группировкой. Сначала он сократил зарплаты недействующим сотрудникам Палестинской администрации (ПА), которые продолжали получать выплаты в связи с тем, что ХАМАС захватил контроль над сектором Газа в 2007 году, и, во многом благодаря давлению со стороны конгресса США, лишил финансовой поддержки членов группировки, заключенных в израильских тюрьмах.
Затем Аббас объявил, что палестинское правительство, базирующееся на Западном берегу реки Иордан, больше не будет платить Израилю за поставки электроэнергии на контролируемые ХАМАС территории (группировка отказывается вести с Израилем деловые отношения, поэтому ПА выступает посредником между ними).
С 2006 года ПА ежемесячно выплачивает Израилю по 40 млн шекелей (около $12 млн) за поставки электроэнергии в Газу — эти деньги вычитаются из налоговых поступлений, полученных Тель-Авивом от палестинской стороны.
Израильская электростанция (единственная электростанция в Газе закрылась в апреле из-за нехватки топлива) обеспечивает приблизительно 30% от всей необходимой сектору электроэнергии, после принятых Аббасом мер количество поставляемого электричества может сократиться более чем на треть. Если раньше электричество было доступно двухмиллионному населению анклава в течение 6–8 часов в день, то теперь это время может сократиться до 2–4 часов, пишет Al Jazeera.
Как пояснил ей высокопоставленный чиновник из ФАТХ, цель действий ПА — «высушить финансовые ресурсы ХАМАС». Вместе с тем, глава минобороны Израиля Авигдор Либерман заявил, что, сократив выплаты за электричество, Аббас провоцирует новый виток конфликта между ХАМАС и Тель-Авивом.
«На мой взгляд, стратегия [Аббаса] заключается в том, чтобы нанести ущерб ХАМАС и втянуть его в конфликт с Израилем», — заявил Либерман, отметив, что Израиль «не намерен втягиваться в войну ни на севере, ни на юге».
Убийства «своих»
ХАМАС сейчас переживает сложный период трансформации, который связан далеко не только с происходящим вокруг Катара, отметил в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий эксперт Института Ближнего Востока и автор книги «ХАМАС в региональной политике» Алек Д. Эпштейн.
В феврале этого года у ХАМАС сменилось руководство: группировку возглавил 55-летний Яхья Санур, радикально непримиримый по отношению к Израилю и любым формам мирного урегулирования с ним, пояснил Эпштейн. Более 20 лет, с 1989 по 2011 год, Санур провел в израильских тюрьмах по обвинению в убийстве пяти палестинских арабов, заподозренных в сотрудничестве с Израилем.
«Этот «борец за дело палестинского народа» убивал «своих» — мало какой офицер израильских спецслужб убил столько палестинских арабов, сколько нынешний глава ХАМАС», — отметил иерусалимский социолог.
Он добавил, что помимо Израиля сектор Газа граничит только с Египтом, но если во время правления в Египте Мухаммеда Мурси (был свергнут в результате военного переворота в 2013 году) ХАМАС мог рассчитывать на какую-то поддержку со стороны Каира, то сейчас ситуация существенно изменилась. По словам собеседника «Газеты.Ru», сейчас отношения исламистов с нынешним египетским руководством сильно ухудшились, и произошло это во многом из-за сбитого над Синаем российского самолета с 224 людьми на борту в октябре 2015 года.
«Поэтому, оценивая нынешнее положение, я думаю, что у ХАМАС очень ограниченные возможности. При этом, учитывая специфику сектора Газа, у тех, кто борется с ХАМАС, возможности не сказать чтобы сильно шире», — считает эксперт.
На данный момент израильские специалисты уже нашли решение проблемы тоннелей, которые ХАМАС роет для совершения терактов на территории Израиля, — они взрываются в процессе их сооружения, а система противоракетной обороны «Железный купол» надежно защищает Израиль от ракет ХАМАС.
«Но политически уничтожить ХАМАС и передать власть в секторе Палестинской администрации, как надеялись в Израиле в ходе каждой из трех антитеррористических операций 2008–2014 годов, не удалось и не удастся. Поэтому, вероятнее всего, этот статус-кво и связанная с ним динамика конфликта сохранится, и главными ее жертвами остаются простые жители Газы, ставшие заложниками вооруженных исламистов», — заключил Эпштейн.££