Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калин на брифинге 22 июня 2017 года сообщил о том, что в городе Идлиб на северо-западе Сирии могут быть развернуты подразделения турецких и российских вооруженных сил. Соединения будут располагаться в зонах деэскалации, созданных в рамках договоров, подписанных странами – гарантами режима прекращения боевых действий на встрече в Астане 3–4 мая 2017 года.
«Турцией, Россией и Ираном были созданы механизмы по деэскалации. Существует рабочая группа. На прошлой неделе по данному вопросу к нам прилетал специальный представитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев. У нас состоялся детальный разговор. Теперь технический комитет обсуждает вопросы логистики в районе Идлиба», — пояснил представитель Реджепа Тайипа Эрдогана.
По его словам, вооруженные силы будут развернуты в буферных зонах между противоборствующими сторонами. Эта инициатива будет подробно обсуждена на пятой международной встрече по Сирии в столице Казахстана, намеченной на 4–5 июля 2017 года. Также Калин заявил, что от российской стороны поступило предложение, чтобы в рамках этих целевых соединений в Сирии присутствовали тоже военные из Казахстана и Киргизии, сообщает портал Haberturk.
Одним из тех, кто будет курировать данное направление от Москвы, является назначенный 19 июня 2017 года российским послом в Турции Алексей Ерхов. Он возглавил дипломатическую миссию в Анкаре вместо Андрея Карлова, который был убит 19 декабря 2016 года в турецкой столице во время открытия художественной выставки. Ранее дипломат занимал должность директора департамента ситуационно-кризисного центра МИД России. А с 2010 по 2015 год Ерхов занимал должность генерального консула России в Стамбуле.
Тремя днями ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал США координировать действия по Сирии и избегать односторонних инициатив, особенно касающихся зон деэскалации. Это заявление глава внешнеполитического ведомства сделал после появления информации о переброске Пентагоном в район южного сирийского города Ат-Танф с территории Иордании ракетных комплексов большой дальности HIMARS. Москва высказывала опасения, что это оружие американские военные могут использовать против сторонников президента Сирии Башара Асада.
«Зоны деэскалации являются одним из возможных вариантов совместного продвижения вперед. Приглашаем всех избегать односторонних действий, уважать суверенитет Сирии и подключиться к нашей общей работе, которая согласована с правительством САР. Все действия на земле необходимо согласовывать с официальным Дамаском», — сказал он.
Вместе с тем международная военная коалиция в Сирии, возглавляемая США, не всегда координирует свои действия в зонах деэскалации с Россией. Так, 6 июня 2017 года в районе города Ат-Танф самолеты коалиции нанесли удар по проправительственным сирийским вооруженным отрядам на территории обозначенной зоны деэскалации на юге страны, в результате чего погибли по меньшей мере два человека. Вашингтон утверждал, что атака была проведена из-за нарушения сирийскими военными условий зон деэскалации и после многочисленных предупреждений.
Аналогичная ситуация возникала и ранее — 18 мая 2017 года — тогда самолеты коалиции нанесли удар по конвою проправительственных сил также в районе Ат-Танфе. В колонне находились несколько десятков единиц техники. В Пентагоне сообщили, что колонна вошла «в зону предотвращения конфликтов», где находились формирования, поддерживаемые Соединенными Штатами. В коалиции пояснили, что эта атака «внесена в список ударов по объектам и целям террористов».
10 июня 2017 года американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщало о том, что представители администрации президента США Дональда Трампа провели несколько секретных переговоров с Россией по вопросу зон деэскалации в Сирии. Несколько встреч прошло в Иордании с участием местных властей. Однако, по словам источника, дальнейшие переговоры могут не состояться из-за усиления конфликта США и Сирии. В то же время Вашингтон заявлял, что рассчитывает на помощь Москвы в борьбе с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство» (организация запрещена в России)*.