В НАТО не знали, что на борту самолета, к которому 21 июня 2017 года над Балтикой пытался приблизиться истребитель F-16 Fighting Falcon, находился министр обороны России Сергей Шойгу. Об этом сообщил ответственный сотрудник аппарата штаб-квартиры Североатлантического альянса в Брюсселе.
«НАТО может подтвердить, что три российских самолета, в том числе два истребителя, были отслежены над Балтийским морем. Поскольку самолеты не идентифицировали себя или не реагировали на запросы контроля воздушного движения, истребители НАТО были подняты, чтобы идентифицировать их, согласно стандартным процедурам. У НАТО нет информации о том, кто был на борту», — цитирует военного «Интерфакс».
Днем 21 июня самолет НАТО над нейтральными водами Балтийского моря попытался приблизиться к российскому самолету с Сергеем Шойгу, но его отогнал российский многоцелевой истребитель Cу-27. По данным РИА «Новости», самолеты альянса хотели сопроводить борт российского министра обороны, когда он летел в Калининград. Самолет Шойгу, в свою очередь, сопровождал эскорт из истребителей морской авиации Су-27. Когда один из самолетов военной авиации НАТО приблизился к борту главы Минобороны, между ними встал российский Су-27. Российский истребитель показал F-16 свое вооружение, после чего самолет альянса прекратил преследование.
В Калининграде Шойгу провел выездное заседание коллегии российского военного ведомства, на котором были обсуждены вопросы безопасности на западном стратегическом направлении.
Днем ранее телеканал Fox News со ссылкой на двух американских чиновников сообщил об опасном сближении самолетов России и НАТО в небе над Балтикой. По данным собеседников канала, вооруженный ракетами российский Су-27 приблизился на опасное расстояние — 1,5 м — к самолету-разведчику ВВС США. Один из американских чиновников описал маневры российского истребителя как «провокационные». По его словам, Су-27 «беспорядочно летал».
Как позже объяснили в российском Минобороны, российские средства контроля воздушного пространства обнаружили самолет, летевший в направлении российской границы, который позже был идентифицирован как американский самолет-разведчик RC-135. Во время сопровождения он предпринял попытку сближения с российским истребителем, выполнив в сторону Су-27 «провокационный разворот».
Пилот Су-27 отреагировал на маневр американского самолета, после чего продолжил его сопровождение, пока тот не изменил направление полета, развернувшись от российской границы.
«Что касается якобы «провокационности» полета, то хотели бы подчеркнуть, что буквально через 10 минут в эту зону вошел еще один RC-135, который также был перехвачен российским Су-27», — добавили в российском военном ведомстве, отметив, что военные самолеты НАТО за прошедшую неделю совершили более полутора десятков полетов над Балтикой с разведывательными целями рядом с границей России.
В Пентагоне, в свою очередь, заявили, что американские военные не допускали никаких действий, которые могли бы спровоцировать российский Су-27 на опасное сближение.
«Мы действовали в международном воздушном пространстве и не допускали никаких провокаций», — заявил представитель американского военного ведомства Джефф Дэвис.
В последнее время Балтика становится местом, где чаще всего происходит своеобразное виртуальное соревнование между авиацией НАТО и российскими самолетами. Так, 6 июня 2017 года российский Су-27 перехватил над Балтийским морем американский стратегический бомбардировщик B-52. Самолет обнаружили российские средства контроля воздушного пространства над нейтральными водами Балтийского моря приблизительно в 10.00 мск. На момент обнаружения он пролетал вдоль государственной границы России.
Для перехвата самолета в воздух был поднят Су-27 из состава дежурных сил противовоздушной обороны (ПВО) Балтийского флота. Приблизившись к самолету на безопасное расстояние, экипаж российского истребителя идентифицировал его как американский B-52 и сопровождал бомбардировщик, пока тот не удалился от российской границы. После этого российский Су-27 вернулся на аэродром.