Контракт, который после долгих переговоров одобрил в ноябре 2016 года уходивший президент США Барак Обама, позволял компании сохранить производство самолетов этого типа, а Вашингтону поддержать своих суннитских союзников против конкурирующего с ними шиитского Ирана.
Но сделка по-прежнему не завершена. США отправили Катару письмо с предложением по продаже истребителей, необходимых запасных частей и оборудования, логистической поддержки и авиационных средств поражения. Но Катар пока не подписал документа, который бы являлся межправительственным соглашением, формализующим продажу самолетов. Об этом говорят источники, знакомые со складывающейся ситуацией.
Продажи Катару и Кувейту крупных партий истребителей F-15QA и F/A-18E/F задумывались как большой успех для корпорации Boeing.
Эти контракты позволяли сохранить производственные линии машин поколения «4+» F-15E и F/A-18E/F на предприятии в Сент-Луисе (исторический завод McDonnell Douglas),
объяснил «Газете.Ru» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По его словам, без соответствующих сделок линия по выпуску F-15E должна будет закрыться в 2019 году — после реализации саудовского контракта на истребители F-15SA, а линия для F/A-18E/F — в 2020 году — по завершении поставок самолетов этого семейства ВМС США.
Продажу истребителей Катару и Кувейту с целью сохранения производственных линий Boeing активно поддерживало министерство обороны США, озабоченное сохранением производства зарекомендовавших себя истребителей поколения «4+» в качестве «подстраховки» продолжающего испытывать различные проблемы истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35.
«Я не думаю, что президент США Дональд Трамп хочет сокращения рабочих мест в стране, — рассуждает сенатор Клэр Маккаскил. — Я знаю, что о предполагаемых продажах американского оружия он объявил в Саудовской Аравии, и многие из этих образцов будут построены не в США, а именно в этом регионе».
Boeing, как и прежде, продолжает работать в тесном контакте с американскими и катарскими властями по всем вопросам, связанным с продажей самолетов, заверила журналистов официальный представитель корпорации Кэролайн Хатчисон.
«Мы надеемся, что соответствующее соглашение будет подписано», — настаивают в корпорации.
Сенатор Джон Маккейн от штата Аризона заявил, что проблема заслуживает тщательного исследования.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон пока пожелал странам – участницам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «оставаться едиными и решать возникшие противоречия дипломатическим путем».
«Отношения Соединенных Штатов с Катаром сильны, и мы сотрудничаем с Дохой во многих областях, включая борьбу с террором, — подчеркнул Тиллерсон. — Соединенные Штаты и коалиция против ИГИЛ (организация запрещена в России) благодарны катарцам за их поддержку нашего военного присутствия в этой стране. Все сферы нашего партнерства в Персидском заливе невероятно важны, и мы рассчитываем на обе стороны, чтобы найти способ решить возникшие противоречия как можно скорее».
Сенатор-демократ и член Комитета по иностранным делам Бен Кардин от штата Мэриленд считает, что
США расходятся во мнениях с другими ближневосточными союзниками и не должны выбирать Катар в качестве козла отпущения.
Поэтому Кардин рассчитывает, что планируемая сделка по продаже оружия состоится.
Как напомнил «Газете.Ru» Макиенко, Катар уже заключил контракт с Францией стоимостью 6,3 млрд евро на закупку 24 истребителей Dassault Rafale (18 одноместных самолетов Rafale EQ и шести двухместных Rafale DQ) и вооружения для них, с опционом еще на 12 самолетов. Поставки Rafale Катару должны быть начаты в середине 2018 года с темпом один самолет в месяц.
Если Доха купит еще и 72 F-15QA, то будет иметь в составе национальных ВВС 96 современных новых истребителей. По словам Макиенко, облик самолетов F-15QA пока неизвестен, но они, предположительно, должны быть близки к строящимся сейчас для Саудовской Аравии истребителям F-15SA.