Россия продолжит переговоры с Турцией о поставке Анкаре систем противовоздушной обороны С-400. Об этом в кулуарах Петербургского международного экономического форума сообщил глава российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев.
На вопрос о том, когда стороны могут заключить контракт о поставках С-400, Шугаев ответить затруднился. «В любом случае, будут еще переговоры», — сказал он «Интерфаксу».
Накануне о готовности Москвы поставить Анкаре зенитные ракетные комплексы С-400 заявил президент России Владимир Путин. «Мы обсуждали возможность продажи систем С-400. Мы к этому готовы. Президент [Турции Реджеп] Эрдоган об этом знает, и наши военные знают, и турецкие военные тоже», — сказал российский лидер. Возможность производства частей ЗРК С-400 на территории самой Турции зависит от готовности к этому турецкой промышленности, подчеркнул Путин. «Мы такую технику пока за границей нигде не производим», — добавил глава государства.
Ракетная мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-400 «Триумф» предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. По классификации НАТО эти российские ЗРК называются «Ворчунами» (Growler).
Сейчас «Ворчуны» присутствуют во всех военных округах России, а также прикрывают Москву и центральный промышленный район. Всего в Подмосковье развернуто четыре полка С-400: в Электростали, Дмитрове, Звенигороде и Подольске.
В ноябре 2015 года Россия развернула ЗРК С-400 на авиабазе Хмеймим в Сирии для прикрытия действий авиации российских ВКС. Это стало реакцией российской стороны на инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, который сбили турецкие военные на сирийско-турецкой границе.
Комплексы «Триумф» способны обнаруживать цели на расстоянии 400 км. С этой дистанции они могут поражать аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с: это могут быть крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации (например, истребитель F-16, с которого турецкие военные выстрелили по российскому Су-24 ракетой Sidewinder), а также боеголовки баллистических ракет.
«Комплексов, сравнимых с С-400, ни у кого в мире нет. Поэтому у Турции особо нет альтернатив, если они хотят получить самый лучший комплекс противовоздушной обороны»,
— пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт полковник запаса Виктор Мураховский.
По его мнению, именно технические характеристики С-400 сподвигли Турцию начать переговоры о покупке ЗРК с Россией, а не со странами – партнерами по НАТО. «Последний тендер, который проводили турки по закупкам систем ПВО дальнего действия, выиграл Китай со своим ЗРК HQ-9, но это, по сути дела, копия еще советского ЗРК С-300», — пояснил военный эксперт.
На данный момент комплексы такого класса, как С-400, есть только у США — это американские противоракетные комплексы Patriot. Однако если российский «Триумф», например, может поражать низколетящие цели на высоте от 5 м, то американский Patriot, его основной конкурент, способен работать только по целям, находящимся на высоте не менее 60 м. Кроме того, российские С-400 также могут использовать несколько типов ракет, то есть одна установка может одновременно выполнять несколько боевых задач. «В Западной Европе таких комплексов нет», — добавил Мураховский.
Первым зарубежным заказчиком С-400 стал Китай, о продаже Пекину российских ЗРК стало известно в 2015 году. О своем намерении приобрести «Триумфы» также заявляла Индия. Как сообщил 2 июня вице-премьер России Дмитрий Рогозин, индийская сторона заинтересована в приобретении ЗРК для оснащения нескольких полков (в состав полкового комплекта может входить не менее двух дивизионов С-400).
Стоимость С-400 официально не называется. В 2014 году замглавы концерна ПВО «Алмаз-Антей», производящего ЗРК, Вячеслав Дзиркалн сообщил, что «позволить себе закупать такие системы могут только страны с развитой экономикой и хорошими финансовыми возможностями».
Сейчас вопрос о поставке Турции российских С-400 пока не решен, отметил Мураховский. «Он не решен ни по количеству дивизионов, ни по цене, ни по техническому облику комплексов, которые можно будет поставить Турции», — сказал он.
Вместе с тем в начале мая РБК сообщало, что Россия может продать Турции четыре дивизиона С-400 по цене $500 млн за дивизион. Собеседник издания, близкий к Кремлю, при этом отмечал, что стороны пока не договорились о цене и количестве установок, которые Анкара закупит у Москвы.
ТАСС со ссылкой на свои источники ранее сообщал, что Турция хочет получить наиболее выгодные условия как по цене, так и по передаче части технологий и совместному производству некоторых частей «Триумфов». Российская сторона на передачу Турции технологий не пойдет, предполагал собеседник РБК.
В марте 2017 года помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил в интервью телеканалу «Россия 24», что Россия и Турция ведут переговоры о поставках С-400 и турецкие власти в этом «очень заинтересованы». Он также отметил, что
Москва не видит угрозы в поставках Анкаре своих зенитно-ракетных комплексов, несмотря на то что Турция является членом НАТО.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, в свою очередь, заявлял, что Анкара хотела бы закупить ЗРК у НАТО, но страны альянса «не продемонстрировали движение в этом направлении».
Поставка Турции С-400 прежде всего является вопросом политического воздействия на турецкий истеблишмент: продав Анкаре ЗРК, Москва сможет продемонстрировать, что ее видение стратегического баланса сходится с турецкими национальными интересами, считает руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
«Это может рассматриваться, как весомое подтверждение намерения России отвести Турцию окончательно из западного лагеря.
Причем продажа этих ЗРК может серьезно повлиять на стратегический расклад в вопросах глобальной безопасности в мире и на Ближнем Востоке, так как эта страна до сих пор ориентировалась исключительно на НАТО», — предположил он в разговоре с «Газетой.Ru».
По мнению тюрколога, Анкара хочет дать понять Вашингтону, что турецкое руководство воспринимает как оскорбление подписание президентом США Дональдом Трампом документа о поставке вооружений формированиям сирийских курдов.
«За это оскорбление турки хотят «отплатить» на другом фронте — военно-стратегическим партнерством с Россией. Анкара настолько недовольна взаимодействием Вашингтона с сирийскими курдами, что готова заставить считаться со своим мнением самыми неудобными для американцев способами», — считает Мавашев.