Военно-морские силы США готовятся дать старт соревнованию среди предприятий американского ОПК по созданию первого в своем роде киберзащищенного беспилотного летательного аппарата — топливозаправщика для оснащения авиагрупп атомных ударных авианосцев в первой половине 2020-х годов. Лучшая концептуальная разработка будет выбрана уже этим летом.
По данным издания Warrior, предполагается, что
новый аппарат, защищенный не только от компьютерных атак вероятного противника, но и от воздействия средств радиоэлектронной борьбы, существенно увеличит боевой радиус основных палубных самолетов авиации ВМС США,
включая F/A-18 Super Hornet и F-35C Joint Strike Fighter.
«Насколько известно, командование ВМС США уже согласовало финальные требования для нового беспилотного летательного аппарата и определило перечень задач для MQ-25», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По словам эксперта, руководство военно-морских сил Соединенных Штатов на первых этапах предполагало принять на вооружение беспилотный бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс», который мог бы наносить ракетно-бомбовые удары и при этом обладать малой радиолокационной заметностью.
Проект был назван RAQ-25, но затем от него решили отказаться и заняться беспилотным топливозаправщиком, названным MQ-25 Stingray. «Как мы видим, за прошедшие годы существенные изменения претерпела сама концепция данного беспилотника, — пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Уже в 2011 году были понижены требования по малозаметности, а также по массе вооружения».
Сейчас создатели видят его, в первую очередь, в роли воздушного танкера для дозаправки пилотируемых самолетов палубной авиации ВМС США, добавил специалист. Разведывательные функции остаются, но в сокращенном варианте.
Министерство обороны США потребовало оснастить БЛА Stingray средствами разведки — электронно-оптическим инфракрасным датчиком, а также системами радиоэлектронной разведки SIGINT и идентификации целей AIS. Ударные опции формально также остаются, отметил Федутинов, однако реализовывать их планируется в более отдаленной перспективе. Кроме того, были снижены требования по малой заметности.
По словам эксперта, указанные изменения вызваны желанием упростить задачу для разработчиков. Высказывались также мнения о том, что это может способствовать появлению дополнительных компаний-разработчиков.
Разработка беспилотного летательного аппарата-топливозаправщика, который в состоянии взлететь с авианосца и заправить в полете палубные штурмовики и истребители на их пути к объектам удара, является стрежневым аспектом планов ВМС США. А именно: обнаружить и уничтожить противокорабельные ракеты противника на дальних подступах к авианосным ударным группам.
Современные американские палубные самолеты F/A-18 E/F Super Hornet и новейший F-35C Lightning II имеют, по оценкам специалистов, недостаточный радиус действия для решения подобных задач. Поэтому было признано целесообразным ввести в боевой состав авиакрыла ударного авианосца беспилотные самолеты-топливозаправщики.
Решение особенно важно для Пентагона, учитывая, что уже существуют управляемые высокоточные противокорабельные ракеты дальнего действия, которые способны уничтожить авианосцы на расстоянии до 1000 (более 1609 км) миль от берега.
К таким ракетам, по оценке американских специалистов, относятся и китайские баллистические ПКР DF-21D, называемые «убийцами авианосцев».
Основным элементом этого комплекса является специальное пятиосное шасси, на котором перевозится транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Именно это шасси и позволяет перебрасывать ракеты в требуемый район, а также осуществлять запуск с минимального расстояния до цели. По разным оценкам, ракета DF-21D имеет длину порядка 10–12 м и диаметр около 1,5 м. Стартовая масса оценивается в 14–16 т. Утверждается, что ракета DF-21D способна поражать надводные корабли на удалении от 100 до 1450 км.
В случае вооруженного конфликта между Пекином и Вашингтоном это означает, что до уничтожения противокорабельных комплексов DF-21D авианосные ударные группы ВМС США не смогут без большого риска приблизиться к китайскому побережью менее чем на 1400–1500 км. А следовательно, палубная авиация ВМС не сможет применить авиационные средства поражения по береговым объектам.
Помимо расширения боевого радиуса, есть и другие моменты, которые «Скат» должен решить. Современные пилотируемые самолеты-заправщики обладают очень большими геометрическими размерами и взлетным весом. В частности,
поступающий на оснащение военно-воздушных сил США перспективный самолет-заправщик KC-46A имеет слишком большую отражающую поверхность и поэтому может быть слишком уязвим для атак зенитными и авиационными управляемыми ракетами.
Поэтому возникает необходимость в сравнительно небольшой по размерам платформе, которая была бы не так заметна для РЛС противника, но при этом не мешает основной задаче, то есть дозаправке самолетов топливом в воздухе. Еще одно требование к «Скату» — возможность практически непрерывной работы.
Впрочем, даже несмотря на появление «китайских убийц авианосцев» DF-21D, высокопоставленные представители ВМС США и некоторые аналитики сомневаются, что те действительно могут эффективно поражать свои цели, да еще и в движении на скорости 30 узлов и с расстояния 1000 миль.
Тут, считают военно-морские специалисты, требуются соответствующие данные разведки, точное целеуказание, непрерывное управление с необходимыми корректировками, чтобы с минимальными промахами поразить такую цель, как движущийся авианосец. Иными словами, при решении этой задачи требуются самые продвинутые технологии.
В каком объеме обладает ими Китай, вопрос открытый. Кроме того, ВМС США быстро совершенствуют оборонительное оружие на кораблях, средства РЭБ, лазеры и технологии, которые в состоянии идентифицировать и уничтожить приближающуюся и предназначенную для поражения авианосцев крылатую ракету даже за радиогоризонтом.
Создание MQ-25A Stingray происходит в самый разгар дискуссии об эволюции и дальнейшем будущем авианосцев как целого класса кораблей. Некоторые аналитики и военные эксперты, например, полагают, что авианосцы скоро станут устаревшими при применении такого оружия, как DF-21D. Перспективы появления в недалеком будущем гиперзвукового оружия вообще могут поставить крест на этих кораблях.
В России к решению подобных задач еще не приступали. На единственном отечественном авианосце «Адмирал Кузнецов» пока нет даже пилотируемых самолетов-заправщиков, роль которых в авиации ВМС США ранее выполняли воздушные танкеры KA-6D Intruder,
разработанные американской фирмой Grumman.
Однако, напоминает Константин Макиенко, самолеты KA-6D Intruder были сняты с вооружения в 1997 году. Как пояснил эксперт, с этого момента задачи дозаправки авианосной авиации в воздухе были возложены на строевые истребители Boeing F/A-18, оснащаемые подвесными заправочными агрегатами.
Это, по мнению Макиенко, налагает серьезную нагрузку на парк F/A-18, у которых число вылетов для использования в качестве заправщиков достигает 20–30% от общего числа полетов, что, соответственно, сокращает ударный потенциал эскадрилий этих самолетов и авиагрупп в целом. Поэтому появление беспилотного воздушного танкера в авиации ВМС США, считают американские эксперты, вопрос самого ближайшего будущего.
«Тем не менее реализация программы создания палубного беспилотника в США продвигается далеко не самыми высокими темпами, — считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Первые шаги в данном направлении были предприняты еще в середине 2000-х годов. Но понимания места и роли подобного БЛА в авиации ВМС США достаточно длительное время не было».
Как рассказал «Газете.Ru» Федутинов, в настоящее время в работах по палубному БЛА-заправщику принимают участие четыре крупные американские компании, ранее отобранные американскими военными в рамках реализации программы UCLASS — Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА X-47B, Boeing с аппаратом на основе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin с БЛА Sea Ghost на основе RQ-170 Sentinel и General Atomics с БЛА Sea Avenger на базе аппарата Avenger. Указанные компании в 2016 году получили контракты с равным финансированием, напоминает Федутинов. В текущем году ожидается появление формального Запроса предложений (RFP).
Окончательно определиться с разработчиком БЛА ВМС США планируют во второй половине 2018 года. На проект запланированы расходы порядка $2,16 млрд. При этом первые поставки беспилотников ожидаются в 2021 году.
По мнению Федутинова, все участники проекта имеют определенные сильные и слабые стороны. Так, General Atomics обладает весьма существенным опытом в создании БЛА семейства Predator, широко используемых как американскими ВС, так и союзниками США. Вместе с тем на БЛА Avenger (Predator C), совершивший первый полет еще в 2009 году, компания до сих пор так и не нашла заказчика.
Lockheed Martin, по мнению эксперта, не имеет столь внушительных цифр по поставкам своих БЛА, однако аппарат RQ-170, который планируется взять за основу в данном проекте, закупается и используется американскими военными, в том числе в условиях военных конфликтов последних лет.
Компания Boeing, напоминает специалист, также имела наработки по тематике БЛА, ведя разработку БЛА X-45 с начала 2000-х. Впрочем, БЛА X-45C, выполнивший первый полет в 2011 году, по настоящее время остается в единственном экземпляре.
По мнению Федутинова, наиболее высокие шансы выйти в лидеры у компании Northrop Grumman.
Созданный этой фирмой демонстратор палубного БЛА X-47 несколько лет назад уже использовался в экспериментах по эксплуатации с борта авианосца. Испытания, включавшие серию полетов, в том числе взлеты и посадки с/на палубу авианосца Theodore Roosevelt (CVN71), были в целом признаны успешными.