Согласно бюджетным документам, опубликованным на прошлой неделе, Агентство по противоракетной обороне США просит в 2018 финансовом году $7,9 млрд, что на $379 млн больше запроса 2017 года. Вместе с тем в эти документы могут быть внесены как большие, так и незначительные изменения, поскольку президент США Дональд Трамп в настоящее время рассматривает вопросы организации ПРО как на театрах военных действий, так и обороны континентальной части США.
Администрация Барака Обамы в свое время взяла курс на развертывание ЕвроПРО, который предполагал строительство целой серии противоракетных комплексов в Европе в целях защиты вооруженных сил США, дислоцированных в Старом Свете, а также союзников Соединенных Штатов от возможных ракетных угроз из Ирана.
Для защиты континентальной части США от ракетных атак со стороны Ирана и Северной Кореи во времена администрации Джорджа Буша-младшего была развернута наземная система ПРО на маршевом участке полета (так называемая Ground-based Midcourse Defense, GMD).
Она предназначена для перехвата межконтинентальных баллистических ракет и их боевых частей в космическом пространстве за пределами атмосферы Земли.
В настоящее время еще неизвестно, какое наследство в области противоракетной обороны оставит после себя Дональд Трамп. Поэтому Агентство по противоракетной обороне США рассматривает несколько возможных альтернатив, анализируя и текущие, и перспективные программы в сфере противоракетной обороны.
«Ничто в бюджете 2018 года не мешает нашему продвижению вперед, — отметил директор по операциям Агентства по ПРО министерства обороны США Гэри Пеннетт. — В обзорном докладе по программе ПРО (Ballistic Missile Defense Review Report) есть вся необходимая информация относительно того, куда и как нам двигаться и к чему быть готовым».
Например, Агентство по противоракетной обороне США планирует финансировать исследование стоимостью $5 млн, чтобы оценить возможность развертывания так называемого Атлантического радара.
«Исследование проанализировало бы возможность обнаружения и сопровождения баллистических целей с помощью этой РЛС в целях защиты Соединенных Штатов от ракет дальнего действия из Ирана», – сказал Пеннетт.
«Результаты этого исследования сообщат в докладе по программе ПРО», — добавил он. Кроме того, по данным Пеннетта, Агентство по противоракетной обороне США также готовится организовать радиолокационную разведку в зоне Тихого океана. По словам Гэри Пеннетта, анализ возможных альтернатив, проводимый министерством обороны США, определил, что следующим шагом в плане оптимизации наблюдения и сопровождения баллистических целей в Тихом океане должно стать развертывание радиолокатора именно в этом регионе.
Агентство по противоракетной обороне США просит $21 млн для развертывания РЛС с расширенными тактико-техническими характеристиками на Гавайских островах, сказал Пеннетт. Окончательный выбор позиции будет осуществлен в 2018 году, а ввод локатора в строй планируется произвести к 2023 году. Агентство планирует заключить контракт на сооружение РЛС уже в 2018 финансовом году. Пеннетт добавил, что перспективная РЛС будет весьма эффективна в борьбе с будущими ракетными угрозами из Ирана и Северной Кореи.
Предполагается потратить значительные суммы из военного бюджета как на совершенствование ПРО на ТВД, так и оборону континентальной части США.
Агентство просит $828,1 млн для совершенствования системы ПРО типа GMD на авиабазе ВВС Ванденберг в Калифорнии и форте Грили на Аляске. В настоящее время там развернуто 36 ракет-перехватчиков и к концу года будет развернуто 44 противоракеты типа GBI, чтобы завершить развертывание системы GMD в полном объеме. Как известно, противоракета наземного базирования GBI (Ground-Based Interceptor) предназначена для перехвата головных частей и боеголовок межконтинентальных баллистических ракет на заключительной части заатмосферного участка траектории полета на дальности несколько тысяч километров.
Агентство по противоракетной обороне США также просит $465,5 млн для модернизированных противоракет, предназначенных для защиты континентальной части США как эффективного средства борьбы с перспективными боевыми блоками межконтинентальных баллистических ракет.
В 2018 финансовом году Агентство по противоракетной обороне США планирует провести очередное летное испытание системы ПРО GMD.
Предполагается, что запуск противоракеты типа GBI будет осуществлен с авиабазы Ванденберг, а межконтинентальной баллистической ракеты-мишени — с испытательного полигона Рейгана в Тихом океане.
Последний является базой для программ ПРО и космических исследований и включает в себя площадки для запусков на атолле Кваджелейн и острове Уэйк.
Агентство по противоракетной обороне США также просит $130,7 млн для модернизации радара типа SBX. Это РЛС морского базирования, предназначенная для работы в открытом океане. Предполагается увеличить автономность локатора со 120 дней в море до 330 дней. Это производится в соответствии с требованиями командования ВС США в зоне Тихого океана и Объединенного командования ВС США в зоне Северной Америки.
Агентство также продолжает исследование по возможному размещению радара типа SBX на восточном побережье США. Рекогносцировочные работы должны быть завершены к концу 2018 года.
Также бюджетная заявка содержит $357 млн для создания локатора обнаружения дальнего действия, который резко расширит возможности США по обнаружению баллистических целей. Агентство по противоракетной обороне закончит разработку РЛС и закупит компоненты антенных устройств, а также проведет необходимые испытания уже в 2018 году, сказал Пеннетт.
В плане совершенствования ПРО на ТВД США будут продолжать наращивать усилия по совершенствованию европейской региональной ПРО (EPAA), которая является частью глобальной системы ВКО США.
Агентство по противоракетной обороне предполагает осуществлять техническое сопровождение эксплуатации РЛС ПРО AN/TPY-2 в Турции, системы противоракетной обороны в Румынии («Иджис Эшор» в н. п. Девеселу, для которого предназначены противоракеты SM-3 Block IB), а также готовит развертывание второго позиционного района системы «Иджис Эшор» в Польше (н. п. Редзиково) к концу 2018 года. В этих целях агентство просит $59,7 млн в 2018 году для развертывания позиционного района «Иджис Эшор» в Польше.
Кроме того, агентство запрашивает $852,1 млн для совершенствования системы «Иджис», включая интеграцию в эту систему новых противоракет SM-3 Block IIA.
$624,1 млн предполагается выделить в рамках программы ПРО (Ballistic Missile Defense) собственно на систему, $425 млн планируется израсходовать на закупку более 320 противоракет SM-3 Block IB к концу 2018 финансового года и 182 противоракет, поставленных ВМС США к концу этого же года.
Дальнейшее развитие системы ПРО THAAD требует, по запросу агентства, $230,2 млн. Этот комплекс мероприятий предполагает включение системы ПРО THAAD в так называемую Интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны.
Данная система, получившая обозначение IBCS (Integrated Air and Missile Defense Battle Command System), представляет собой компьютерную сеть, объединяющую радиолокаторы, штабы, узлы связи и огневые батареи ПВО/ПРО армии США и их союзников. Система объединяет подразделения противовоздушной обороны бригадного, дивизионного и корпусного уровня — от зенитных ракетных комплексов ближнего действия до ЗРК большой дальности типа «Патриот» — с подразделениями противоракетной обороны на ТВД, оснащенных комплексами THAAD.
Она построена по принципу «открытой архитектуры» с возможностью постоянного добавления новых элементов. Любая огневая батарея или боевой расчет комплексов ПВО/ПРО смогут получать данные от всех РЛС и других информационных средств, развернутых на ТВД, в виде обобщенной цифровой картины обстановки.
Еще $36,2 млн необходимы для испытаний системы THAAD и $451,6 млн, чтобы обеспечить в 2018 году развертывание собственно системы THAAD, включая поставки 34 противоракет. К концу 2018 года агентство для THAAD поставит дополнительно 52 противоракеты. Кроме того, запрашивается $78,8 млн на эксплуатацию и ремонт батарей THAAD.
В настоящее время система ПРО THAAD развернута на острове Гуам и в Южной Корее. В 2018 финансовом году Агентство по ПРО США будет осуществлять техническое сопровождение эксплуатации семи батарей THAAD.
Помимо всего прочего, по данным Пеннетта, у Агентства по ПРО США есть планы вложить существенные средства в разработку мощных лазеров, многоцелевого перехватчика ПРО и в другие прогрессивные технологии. Планируется резко усилить возможности средств ПРО по обнаружению и сопровождению целей, а также существенно увеличить вероятность уничтожения боевых блоков баллистических ракет.
Агентство планирует потратить $128,4 млн на разработку многоспектральной системы целеуказания, данные от которой будут использоваться в том числе и беспилотными летательными аппаратами типа MQ-9 Reaper.
Агентство будет также продолжать работу над беспилотным аппаратом, оснащенным лазерным оружием для повышения боевых возможностей ПРО.
Кроме того, ведомство запрашивает $252,9 млн на технологическую программу создания перехватчика, способного уничтожать не одну, а много целей, отмечается в бюджетных документах. В этих целях агентство заключило контракты с тремя главными разработчиками, чтобы снизить технологические риски разработки нового оружия и выйти на реальный результат уже через три года.
Запрос также включает $17 млн для проведения эксперимента по перехвату в космосе. Развертывание сети подобных аппаратов на орбите (SKA, Space-based Kill Assessment) запланировано уже в 2017 финансовом году.
Согласно бюджетным документам, Агентство по противоракетной обороне в 2018 финансовом году будет продолжать работать над гиперзвуковыми оборонительными системами, чтобы обеспечить защиту против гиперзвукового оружия гипотетических противников. Это предполагает разработку дорожной карты, общей концепции применения подобного оружия и начальных инвестиций в перспективные технологии.
Агентство также планирует использовать существующие и перспективные средства разведки и наземный командный пункт, чтобы развернуть трехэшелонную систему предупреждения о применении вероятным противником гиперзвукового оружия в реальном масштабе времени уже к 2019 году.
Помимо всего прочего, агентство просит $75,3 млн на дальнейшую активизацию исследований в области гиперзвука.
В целом Соединенные Штаты тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике ПРО сумму, сравнимую с военным бюджетом Российской Федерации.