Руководитель департамента Военно-воздушных сил США по закупкам вооружения и военной техники генерал-лейтенант Арнольд Банч был очень осторожен в ответе на вопрос, сколько новых стратегических бомбардировщиков В-21 Raider требуется Соединенным Штатам. По крайней мере, не менее 100 самолетов, заявил военачальник. Такая оценка была сделана на основе тщательного анализа возможных планов боевого применения, потребностей боевой и оперативной подготовки и возможностей по ремонту. Эту цифру назвал Арнольд Банч на недавних слушаниях в конгрессе США.
Первоначально общественности Америки сказали, что США нужны от 80 до 100 бомбардировщиков B-21 Raider. Однако на недавних слушаниях было сказано, что общее число бомбардировщиков должно быть по крайней мере 100.
На прошлой неделе генерал-лейтенант Джерри Харрис, заместитель начальника департамента стратегического планирования, программ и требований, сказал республиканцу от штата Висконсин Майку Галлахеру, что наиболее оптимальное количество бомбардировщиков должно быть не менее 165 исходя из анализа размаха и напряженности военных действий в обозримом будущем.
Майк Галлахер руководил панельной дискуссией, представленной тремя основными платформами, имеющими различные точки зрения на требуемое количество стратегических бомбардировщиков. В частности, он запрашивал мнения участников дискуссии об исследовании Института Митчелла, получившего название «Американская бомбардировочная авиация: необходимый боевой и численный состав, чтобы предоставить Соединенным Штатам асимметричное преимущество».
Это исследование, в частности, оценивает, что война с Россией потребовала бы от Соединенных Штатов 258 стратегических бомбардировщиков, для боевых действий с Ираном будет необходимо 103 машины этого класса, а в случае конфликта с Северной Кореей хватит и 60 самолетов.
Эти расчеты основываются на анализе количества и характеристик целей, необходимого для их гарантированного поражения числа бомбардировщиков, размаха и продолжительности кампании.
Генерал Джерри Харрис сказал Майку Галлахеру, что оценки в исследовании Митчелла заслуживают внимания, добавляя, что 165 стратегических бомбардировщиков — это, по всей видимости, тот необходимый минимум, который должны иметь ВВС Соединенных Штатов. При этом он добавил, что ВВС не должны опережать в своих оценках и высказываниях новую национальную военную стратегию администрации Дональда Трампа.
В этой связи он напомнил высказывание председателя ОКНШ ВС США генерала Джозефа Данфорда, который заявлял при Бараке Обаме, что следующая стратегия должна стать основным руководящим документом в деле строительства и боевого применения ВС США. Маловероятно, чтобы при новой администрации в этом тексте произошли какие-либо кардинальные перемены.
Таким образом, американские эксперты полагают, что в самом ближайшем будущем число стратегических бомбардировщиков В-21 будет пересмотрено в сторону увеличения. Причем это не сразу выльется в какие-либо дополнительные бюджетные ассигнования.
Пока же военный бюджет 2018 года предполагает выделение $2 млрд на программу B-21.
Однако флот новых стратегических бомбардировщиков требует многочисленных эскадр столь же новых самолетов-заправщиков. Между тем решение для перспективного самолета-заправщика «с низким риском», известное как KC-46, продолжает сталкиваться с неожиданными вызовами. Военно-воздушные силы США утверждают, что сроки поставки воздушных танкеров разработки фирмы Boeing постоянно сдвигаются.
Предложенный Boeing вариант самолета-заправщика на базе гражданского лайнера Boeing 767-200 (обозначаемый как KC-767 New Gen Tanker) был выбран ВВС США в феврале 2011 года по результатам шедшего с 2006 года скандального тендера по программе КС-Х. Конкурентом Boeing в данной программе выступал предложенный альянсом EADS (Airbus) и Northrop Grumman самолет Airbus A330 MRTT (фирменное обозначение КС-30).
В феврале 2008 года министерство обороны США объявило о выборе самолета Airbus (присвоив ему обозначение КС-45А), но под давлением лоббистов американской промышленности это решение было пересмотрено, и в 2009 году тендер КС-Х был перезапущен — с закономерной победой предложения Boeing в итоге.
По условиям программы КС-Х, ВВС США намерены приобрести 179 самолетов КС-46А (четыре опытных и 175 серийных), с поставкой серийных самолетов с 2017 по 2028 финансовый год, для замены наиболее старой части парка старых самолетов-заправщиков Boeing КC-135.
Официальная стоимость программы на 2013 год оценивалась в $44,78 млрд, хотя в 2014 году оценки контрольных органов давали цифру уже до $52 млрд. Стоимость стадии НИОКР, включая постройку и испытания четырех прототипов, по оценкам ВВС США 2014 года, достигла $5,85 млрд (вместо контрактных $4,4 млрд).
Подъем головного летного опытного образца Boeing 767-2C (N461FT) состоялся примерно с полугодовым отставанием от планируемых сроков. Имеются серьезные сомнения, что Boeing будет способен поставить ВВС США первые 18 серийных КС-46А в 2017 финансовом году.
Конструктивно самолет КС-46А создан на основе разрабатываемой коммерческой грузовой модификации Boeing 767-200LRF (Long Range Freighter), представляя собой комбинацию фюзеляжа самолета Boeing 767-200ER, крыла и шасси Boeing 767-300F и бортового оборудования и двигателей Boeing 767-400ER. Оборудование кабины пилотов заимствовано у Boeing 787. Заправщик оснащен оборудованием дозаправки «шестого поколения» с цифровым управлением.
Генерал-лейтенант Арнольд Банч, отвечая на вопросы члена палаты представителей Джона Гараменди, сказал, что Военно-воздушные силы и компания Boeing сделают оценку имеющихся рисков в этой программе уже на следующей неделе.
По-видимому, Boeing не отрабатывает контрольные точки программы так же быстро, как ожидалось в соответствии с ранее намеченными планами. Арнольд Банч сказал, что, в то время как Boeing полагает, что разработчик в те или иные сроки достигнет запланированных целей испытаний, «наша оценка показывает, что мы находимся позади той даты».
Проблема на этот раз может быть связана с Федеральной авиационной администрацией (Federal Aviation Administration). Представители этой структуры трудились более десятилетия, пытаясь создать авиационную транспортную систему следующего поколения (Next Generation Air Transportation System). Есть сведения, что коллеги генерала Арнольда Банча использовались в качестве каких-либо подсказок.
Гараменди спросил генерала Банча, была ли Федеральная авиационная администрация в этом плане проблемой, и получил ответ, вызывающий некоторое удивление: «Я не нахожусь в положении, чтобы сказать, что ФАА является проблемой». Гараменди отметил при этом, что лица коллег генерала Банча являлись индикатором того, что ФАА все же была проблемой.
Помимо обсуждений программ В-21 и КС-46 между ВВС США и промышленностью разгорелся еще один небольшой конфликт. Генерал Банч подтвердил то, о чем журналист Маркус Вейсджербер сообщил на прошлой неделе — компания Boeing подала протест против премии Военно-воздушных сил США, присужденной компании L3 за контракт по самолету EC-130 Compass Call.
Как известно, L3 Technologies, Inc. — американская компания, которая поставляет системы боевого управления, связи, разведки, наблюдения и рекогносцировки изделий и систем, авионики, оборудования для моря, обучение устройств и услуг, приборостроении, космической и навигационной продукции. Ее заказчиками являются министерство обороны, министерство национальной безопасности, государственные спецслужбы США, NASA, подрядчики аэрокосмических и коммерческих телекоммуникаций и беспроводных клиентов. Штаб-квартира компании расположена в квартале Марри-Хилл, в Нью-Йорке, США.
L3 делает львиную долю работы над самолетом радиоэлектронной борьбы EC-130 Compass Call. Военно-воздушные силы США решили, что будут и дальше работать с этой компанией, чтобы модернизировать самолет самым быстрым, самым дешевым и самым толковым способом.
В прошлом году Военно-воздушные силы США попытались было списать все самолеты EC-130 Compass Call и предложили использовать в этих целях новый самолет, бизнес-джет Gulfstream G550, чтобы именно на нем монтировать средства РЭБ, изготовленные компанией BAE Systems. Однако конгрессу США весьма и весьма не понравилась эта идея. Таким образом, Военно-воздушные силы США вынуждены были отработать назад и выбрали компанию L3 в качестве системного интегратора при работе над EC-130 Compass Call.
«Компания L3 играла эту роль как системного интегратора, поскольку мы модернизировали эти самолеты в течение последних 15 лет. Эта фирма очень хорошо знакома с радиоэлектронным оборудованием, установленным на этом самолете», — сказал генерал-лейтенант Арнольд Банч на заседании подкомиссии конгресса.
«Комплект аппаратуры РЭБ на самолете EC-130 Compass Call очень хорошо зарекомендовал себя в ходе боевого применения. Поэтому мы и ориентируемся на фирму L3. У нее есть весь набор необходимых инструментов и все имеющиеся знания, чтобы выполнить эту работу с высоким качеством», — добавил генерал Банч. Для тех, кто любит погружаться в малозначащие детали, был организован пятиминутный обмен мнениями о том, играет ли фирма L3 главную роль в деле системного интегрирования или же является просто системным интегратором.
Генерал Банч сказал, что ранее он не совсем правильно выразился, когда назвал L3 интегратором, играющим главную роль в этом проекте.
Эксперты в США сразу же напомнили тем, кто обладает хорошей памятью, что ранее так называемая «Боевая система будущего» и «Глубоководная береговая охрана» создавались с помощью фирмы – ведущего системного интегратора, где правительство делегировало все виды решений подрядчику.
И по большому счету подобным образом и ранее так делалось официальными лицами федерального уровня.
Однако обе программы натолкнулись на весьма сильное сопротивление со стороны американских законодателей. Программа «Боевые системы будущего» была и вовсе отменена, а глубоководная программа была существенно реструктурирована. По всей видимости, именно по этим причинам генерал Банч не захотел называть компанию L3 именно ведущим системным интегратором.
В заключение следует сказать, что многие ведущие эксперты в США полагают, что будущее производство новых стратегических бомбардировщиков В-21 Raider будет наверняка пересмотрено в сторону увеличения и составит, по всей видимости, не менее 165 боевых машин.