Армии Ирака так и не удалось полностью освободить Мосул от боевиков запрещенной в России организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) (ИГ) до начала священного для мусульман месяца Рамадан, который начался 27 мая. О намерении иракских военных полностью очистить город от террористов до начала Рамадана говорилось в заявлении минобороны страны, распространенном в середине месяца.
Операция по освобождению Мосула продолжается с октября прошлого года. Ее проводят иракские военные совместно с курдскими силами пешмерга и шиитским ополчением. С воздуха им помогает международная коалиция во главе с США. В субботу правительственные силы приступили к захвату последнего анклава ИГ в Мосуле. Он включает в себя центр Старого города и три соседних с ним района. Таким образом, боевики с трех сторон окружены иракскими военными, а с четвертой стороны протекает река Тигр, на западном берегу которой и находится Мосул.
Главной целью в старом городе является установление контроля над соборной мечетью ан-Нури. Это будет означать символическую победу над ИГ в Ираке.
Боевики захватили Мосул в июне 2014 года, и именно в мечети ан-Нури лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади в ходе пятничной молитвы объявил о создании халифата на территории Ирака и Сирии.
Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади предполагал, что Мосул удастся освободить от ИГ к концу 2016 года, однако операция затянулась из-за того, что боевики используют мирных жителей в качестве живого щита, а также применяют шахид-мобили и закладывают в городе мины в качестве ловушек.
27 мая телеканал Sky News сообщил, что власти провинции Найнава (Мосул является ее административным центром) запретили женщинам в Мосуле носить паранджу, так как за скрывающими лица головными уборами могут прятаться боевики ИГ. Местным жителям также запретили ездить на мотоциклах после 18.00, а владельцев электроники обязали собирать данные о покупателях мобильных телефонов и сим-карт.
Освобождение оставшихся кварталов Мосула также осложняет их планировка: Старый город и прилегающие к нему районы представляют собой узкие улицы с близко расположенными друг к другу зданиями.
Как рассказали Reuters местные жители, боевики положили листы гофрированного металла поверх гальки в переулках, чтобы шум, производимый при наступании на них, предупреждал террористов о передвижениях войск или гражданских лиц, пытающихся покинуть город.
Перед началом осады оставшихся районов Мосула иракские ВВС с воздуха сбросили местным жителям листовки с призывом покинуть город через безопасные коридоры, чтобы не попасть под перекрестный огонь.
Накануне генерал-майор иракской армии Маан ас-Саади сообщил, что за минувшие выходные военным удалось нейтрализовать атаки четырех террористов-смертников.
«Битва продолжается. Думаю, через 72 часа мы сможем полностью контролировать эти окрестности, и тогда можно будет говорить, что мы осадили весь Старый город Мосула», — заявил он телеканалу Al Jazeera.
Сейчас правительственные силы отделяют от последнего бастиона ИГ три квартала, расположенные к северу от Старого города.
Для захвата этих трех районов иракским военным потребуется несколько дней, считают опрошенные каналом военные аналитики.
По данным источников телеканала в спецслужбах Ирака, за первый день наступления, 27 мая, погибли 15 иракских военнослужащих и более 30 боевиков ИГ.
В минувшую пятницу глава Объединенного комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд заявил, что за все время операции по освобождению Мосула погибли 980 иракских военных, еще 6 тыс. военнослужащих получили ранения.
Сколько именно боевиков ИГ остается в Мосуле и какими ресурсами они обладают, неизвестно. По оценкам антитеррористических служб Ирака, в Старом городе и его окрестностях остается около 350 террористов. Как отмечает The Washington Post, в боях за последние районы города иракская армия будет вынуждена больше полагаться на свои собственные средства, а не на авиаудары коалиции. Помимо ударов с воздуха военные международной коалиции занимаются также консультированием иракских военных и запускают беспилотные летательные аппараты, чтобы определить цели для наступления.
В начале марта в Антитеррористической службе Ирака заявили, что иракские силы планируют освободить западную часть Мосула к апрелю. Посол Ирака в России Мансур Хади тогда заявлял, что боевики ИГ контролируют около 15% провинции Найнава, в то время как два года назад территория «халифата» занимала 40% иракских земель.
Приблизиться к историческому центру Мосула, в котором расположен старый город, военным позволило в том числе и то, что в начале весны им удалось вернуть под свой контроль комплекс правительственных зданий Найнавы, в том числе полицию и здание суда, а также мост аль-Хуррия, который ведет к старому городу через реку Тигр. Он стал вторым из пяти захваченных ИГ мостов, которые иракская армия смогла отбить у боевиков. Все мосты на данный момент разрушены, однако их захват значительно облегчил продвижение военных в исторический центр Мосула.