В администрации президента США Дональда Трампа обсуждают отправку еще нескольких тысяч американских военнослужащих в дополнение к контингенту НАТО, выполняющему сейчас боевые задачи в Афганистане, пишет военно-аналитическое издание The National Interest.
По данным издания, сейчас в Афганистане находится примерно 8,5 тыс. американцев и приблизительно 12 тыс. солдат и офицеров из других государств – участников НАТО. В ближайшее время планируется увеличить присутствие ВС США на 30–50%.
Это опровергает мнение, что у США нет стратегического терпения или необходимой политической воли, чтобы эффективно выполнять боевые задачи в войне, длящейся уже больше 15 лет. Увеличением контингента администрация Трампа неявно признает, что останется в Афганистане еще надолго, пишет NI.
По данным Центрального командования ВС США и специального главного инспектора по реконструкции Афганистана (независимый механизм надзора, выстроенный Вашингтоном), часть территории Афганистана, которую контролирует правительство страны, сократилась с 70% в 2015 году до 60% в настоящее время.
10% территории страны теперь в руках «Талибана» (организация запрещена в России), еще 30% оспаривается противоборствующими сторонами.
В 2013 году уходящий в отставку командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане генерал Джон Аллен подготовил исследование, согласно которому необходимая численность американского контингента в стране составляет 13,5 тыс. военных. При этом в случае необходимости должна быть возможность оперативно увеличить ее еще на 5 тыс. человек.
С 8,5 тыс. американских солдат и офицеров США могут обеспечивать функционирование, охрану и оборону приблизительно шести военных баз, включая Баграм, Кабул и Кандагар. Каждая из этих баз только для организации эффективной наземной обороны требует по меньшей мере тысячу солдат. Кроме того, необходимо обеспечить обслуживание аэродромов, самолетов и беспилотников, эксплуатацию систем разведки, сбора и анализа информации. Также надо организовать занятия по боевой подготовке с афганской армией и полицией и добиться необходимого уровня их боеспособности.
Только американское участие в обучении национальных вооруженных сил Афганистана в настоящее время требует увеличения численности контингента ВС США в этой стране минимум на тысячу человек.
При нынешнем положении дел США не имеют достаточного влияния на части и соединения вооруженных сил Афганистана, дислоцированные в удаленных районах страны.
Кроме того, уже в 2015 году у Пентагона не было необходимого военного присутствия даже в районе дислокации 215-го армейского корпуса вооруженных сил Афганистана, осажденного в тот период исламистами в провинции Гильменд. В результате афганская армия уступила большую часть территории провинции «Талибану». И теперь США придется добиваться восстановления исходного положения дел.
Не хватало США и советников, чтобы помочь меньшим по численности афганским формированиям — бригадам и батальонам, следствием чего стало падение под натиском талибов города Кундуз в одноименной провинции Афганистана в тот же период.
Увеличение контингента на несколько тысяч человек обеспечило бы в том числе смещение и последующую замену коррумпированных или не соответствующих должности командиров национальных вооруженных сил Афганистана.
Однако даже при таком подходе нерешенными останутся проблемы за пределами боевых действий: отношения с Пакистаном, афганские политические и экономические реформы, а также переговорный процесс с запрещенным в России движением «Талибан».
Многие в США призывают к более жесткому подходу к Пакистану, который сегодня является одним из главных «друзей-врагов» во внешней политике Вашингтона.
Это связано с терпимостью Исламабада по отношению к объектам и формированиям «Талибана» на своей территории, даже несмотря на то, что пакистанцы сотрудничают с Соединенными Штатами по Афганистану в других сферах.
США уже стали более осмотрительны в распределении средств и оказании помощи Афганистану, чем шесть или восемь лет назад. Теперь в руки талибов попадает намного меньше выделенных средств, чем раньше.
Во взаимоотношениях с «Талибаном» главные требования США: отказ талибов от претензий по захвату власти; гарантии с их стороны по сохранению конституционного строя, защищающего всех афганцев, включая женщин; сохранение в стране иностранного контингента.
Таким образом, главные задачи США в Афганистане сводятся к военно-политической стабилизации и убеждению талибов в невозможности их победы.
Решение США увеличить свой военный контингент в Афганистане является правильным, так как американцы и НАТО делают ставку не на прямое участие в боевых действиях против талибов и запрещенного в России «Исламского государства» (организация запрещена в России), а на обучение афганских военных, силовиков и спецназа, которые непосредственно и воюют, считает эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.
«В российских экспертных кругах распространена версия, что афганская армия слабая, коррумпированная и не может справиться с талибами. Я считаю, что сторонники этой версии лукавят.
Даже в своем несовершенном виде афганские силовики не позволяют талибам захватить [полностью] ни одной провинции», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
За последние несколько лет «Талибан» частично увеличил зону своего влияния, но это касается только сельских районов; удерживать в течение долгого времени уезды и крупные территории у талибов не получается, пояснил Серенко.
«Это говорит о том, что афганская армия даже в нынешнем состоянии является достаточно эффективным институтом для борьбы с талибами. Если американцы увеличат свой военный контингент и американских военных инструкторов будет больше, то они, соответственно, смогут обучить большее количество афганцев», — считает Серенко.
Многие эксперты прогнозировали мощное наступление талибов этой весной, однако его не произошло, говорит собеседник «Газеты.Ru». Главными символами весенней операции «Талибана», получившей название «Мансури», стали попытки захвата талибами города Кундуз, а также районов на северо-востоке страны и рядом с таджикской границей. Но наступления по всем трем направлениям, которые должны были продемонстрировать мощь талибов, были отбиты афганской армией.
«Даже несовершенная и коррумпированная армия и полиция Афганистана могут решать успешные задачи.
Кроме того, необоснованно уменьшается профессионализм афганских силовиков и спецназа. Они имеют уникальный опыт борьбы с талибами и ИГ, которого не имеет никто», — объяснил Серенко.
По мнению эксперта, войска США и НАТО будут оставаться в Афганистане до тех пор, пока талибы не согласятся сесть за стол переговоров. «Но это должна быть не просто игра со стороны талибов, которую они ведут в последнее время, имитируя готовность к переговорам. Мирные переговоры необходимы, но вести их нужно с позиции силы. Если талибы не потерпят серию серьезных военных поражений, то за стол переговоров они не сядут», — констатировал эксперт.