Первоначально российские военные сообщили о том, что российский исследовательский корабль Черноморского флота «Лиман» столкнулся с судном «Ашот-7». Инцидент произошел в 11.53 в юго-западной части Черного моря, в 40 км к северо-западу от турецкого пролива Босфор. В результате столкновения российский корабль получил пробоину правого борта ниже ватерлинии, сообщили в Минобороны.
в отдельном репортаже
Спустя семь минут после столкновения, в 12.00, к месту происшествия были направлены корабли Черноморского флота, а также вылетела спасательная команда из состава дежурных сил флота на самолете Ан-26. По данным российских военных, пострадавших среди членов экипажа «Лимана» нет. «Экипаж корабля ведет борьбу за живучесть судна», — цитировал «Интерфакс» заявление Минобороны.
Принадлежность судна «Ашот-7» сейчас уточняется, сообщили в российском военном ведомстве.
Вместе с тем турецкое издание Daily Sabah сообщает, что это грузовое судно, шедшее под флагом западноафриканского государства Того и перевозившее скот. По информации издания, корабли столкнулись из-за сильного тумана.
Экипаж «Лимана» не смог удержать судно на плаву, но все 78 членов команды были успешно спасены подразделениями береговой охраны Турции.
Ранее Daily Sabah сообщило, что после столкновения кораблей 15 российских моряков пропали, однако позже удалило эту информацию со своего сайта.
В российском Минобороны эту информацию опровергли. «Все члены экипажа исследовательского судна Черноморского флота «Лиман» в полном составе живы, здоровы и в настоящее время готовятся к эвакуации с турецкого спасательного судна на российский корабль», — приводит заявление ведомства «Российская газета».
Все члены экипажа «Лимана» будут доставлены на базу Черноморского флота, уточнили в Минобороны. Все сообщения «западных СМИ» о пропавших без вести российских моряках не соответствуют действительности и являются «очередной дезинформацией», подчеркнули в министерстве.
О состоянии «Ашота-7» после столкновения не уточняется. При этом Reuters сообщает, что столкновение произошло с кораблем Youzarsif H. Согласно данным ресурса Marine Traffic, который отслеживает передвижение морских судов и их текущее местоположение в портах, Youzarsif H — это действительно грузовое судно, которое занимается перевозкой скота под флагом Того. По информации портала, накануне, 26 апреля, корабль вышел из румынского порта Midia.
Согласно карте, размещенной на Marine Traffic, судно Youzarsif H сейчас находится в Черном море. Рядом с ним находятся российский корабль Ulus Star, а также турецкое судно Kurtarma 3. Корабль «Лиман» на карте не показан, информация о судне «Ашот-7» в открытых источниках отсутствует.
В Минобороны подтвердили, что на момент столкновения кораблей недалеко от места происшествия находилось судно Ulus Star, которое отправилось на помощь морякам.
Турецкая сторона передала России по правительственным каналам необходимую информацию об аварии с исследовательским судном Черноморского флота «Лиман». Это подтвердили ТАСС в пресс-службе правительства России.
«Турецкая сторона передала информацию об инциденте и о мерах по оказанию помощи российским морякам, — сказали в пресс-службе. — Не исключено, что в ближайшее время состоится телефонный разговор премьер-министров России и Турции Дмитрия Медведева и Бинали Йылдырыма».
Корабль «Лиман» был построен в польском Гданьске и впервые спущен на воду в 1970 году. Сначала судно находилось в составе Балтийского флота, в Черноморский флот его перевели в 1974 году. В конце 1980-х годов «Лиман» модернизировали в средний разведывательный корабль. Согласно открытым данным на начало 2017 года, «Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота с базированием в Севастополе.
Длина «Лимана» составляет 73,3 метра, ширина — 11,2 метра, осадка — 3,9 метра. Корабль оборудован радиолокационной системой «Дон» и гидроакустической системой «Бронза», а также различной аппаратурой радиоразведки. Из вооружения корабль оснащен только переносным зенитным ракетным комплексом «Игла».
В 2015–2017 годах «Лиман» неоднократно вел наблюдение в Средиземном море во время российской военной операции в Сирии. В 2016 и 2017 годах судно также вело наблюдение за военно-морскими учениями стран – членов НАТО и Украины Sea Breeze и «Морской щит» в Черном море.