Сухопутные войска США и американские оборонно-промышленные корпорации совместно с Оборонным агентством по перспективным исследованиям Пентагона (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) работают над высокоточными управляемыми гранатами для портативного, противопехотного и противотанкового гранатомета типа шведского Carl Gustaf М4. Об этом пишет издание Warrior.
Этот гранатомет выбран неслучайно. Он создан сравнительно недавно: впервые новейшая модификация Carl Gustaf была представлена фирмой SAAB в 2014 году и с тех пор непрерывно модернизируется и улучшается.
Предыдущие версии этого гранатомета состоят на вооружении армий более 40 государств, в том числе США.
Carl Gustaf M4 представляет собой совершенно новую по сравнению с предыдущими изделиями систему. Одной из целей при его создании было радикальное снижение массы гранатомета — до 6,7 кг при длине менее 1000 мм. Это требование пехоты стало особенно актуально после опыта боевых действий контингента НАТО в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Первоначально Carl Gustaf М4 использовался в армии США для специальных операций, но несколько лет назад эта система была заказана и сухопутными войсками. Тогда американские военные остановили свой выбор на этом гранатомете, стремясь получить легкое, надежное, портативное оружие, уничтожающее живую силу и бронетехнику противника на дальности до 1300 м.
Теперь в целях создания высокоточных боеприпасов для гранатометов разработана целая программа.
В DARPA она получила название «Массивный превосходящий штурмовой выстрел» (The Massive Overmatch Assault Round, MOAR).
Работы внутри DARPA все еще находятся на концептуальной стадии исследований и испытаний. Тем не менее можно констатировать, что представители Сухопутных войск США и промышленности ставят целью получить на оснащение войск модернизированный 84-миллиметровый гранатомет Carl Gustaf с высокоточными управляемыми гранатами, который будет в состоянии уничтожить боевые бронированные машины, группы вражеских бойцов и даже поражать цели, прикрытые фортификационными сооружениями.
Сейчас для гранатометов пехоты и сил специальных операций используются самые разнообразные гранаты. Передовые технологии целеуказания и прицеливания, совмещенные с управляемым высокоточным боеприпасом, позволили бы этому оружию гораздо эффективнее поражать объекты противника в движении.
«Мы исследуем различные способы поиска цели и прицеливания, чтобы добиться высокой точности попадания гранаты», — рассказал Малкольм Арвидссон, директор фирмы SAAB по производству гранатомета Carl Gustaf M4.
В свое время Carl Gustaf М4 рассматривался в том числе и как своеобразный ответ Сухопутных войск США на ручной противотанковый гранатомет российского производства типа РПГ-7, широко используемый повстанцами во всех частях света. Такой гранатомет намного легче, чем, к примеру, американский противотанковый ракетный комплекс FGM-148 «Джавелин». Если РПГ-7 или М4 весят меньше 7 кг, то вес «Джавелина» — 22,5 кг.
После применения Carl Gustaf в Афганистане он был серьезно модернизирован. В частности, с целью снижения веса отдельные металлические части были заменены титановыми сплавами, рассказал Арвидссон. Вариант гранатомета Carl Gustaf M3 был принят на вооружение еще в начале 1990-х годов. По сравнению с вариантом M3 из стали и композита, который весит 10 кг и имеет длину 1065 мм, М4 стал легче более чем на три килограмма и уменьшился до размеров меньше метра в длину. Нарезная часть пусковой трубы из титана позволила сэкономить 1,1 кг по сравнению с M3. Новый корпус из углепластика дал еще 0,8 кг, а новое коническое сопло (трубка Вентури) еще 0,9 кг, пояснил Малкольм Арвидссон.
Максимально легкий вес оружия по-прежнему остается одним из ключевых требований для пехоты, особенно когда боевые действия ведутся против партизан при движении в пешем порядке или на легковых автомобилях, при поиске небольших групп вражеских бойцов.
Особенно эти качества гранатомета были востребованы в горной местности Афганистана, где солдаты Сухопутных войск США как раз действовали в основном в пешем порядке. В то же время бронебойная функция оружия важна для поражения самых разных транспортных средства, включая, например, широко применяемые джихадистами в Сирии и Ираке «шахид-мобили» — груженные взрывчаткой автомобили под управлением смертников.
Сейчас для комплекса Carl Gustaf доступны в общей сложности 12 различных типов боеприпасов, включая две гранаты для боевой подготовки. Есть гранаты, которые могут использоваться против боевых бронированных машин, пехоты и фортификационных сооружений, объясняют разработчики фирмы SAAB. Существуют и дымовые гранаты.
Помимо этого, создаются боеприпасы нового поколения с программируемым подрывом, что позволяет еще больше увеличить эксплуатационную гибкость этого оружия. SAAB уже анонсировала разработку для М4 концептуально нового семейства боеприпасов Ultra-Light Missile, которое будет обеспечивать захват цели перед пуском, иметь широкий спектр боевых частей и дальность стрельбы до 1500–2000 м.
«Я хочу проникнуть в сам объект поражения. Я хочу поразить легкую бронированную технику. Я хочу уничтожить фортификационное сооружение. Я хочу убить кого-нибудь позади укрытия. С таким оружием солдаты сами могут решить, как им лучше поразить цели. Действительно, когда Carl Gustaf находится на поле боя, нет необходимости обращаться за непосредственной авиационной поддержкой»,
— рассказал исполнительный вице-президент фирмы SAAB North America Уэс Уолтерс, отвечающий за наземный дивизион оружия компании.
Кроме того, речь идет о новых прицельных приспособлениях, причем как электронно-оптических, так и с тепловизором, поясняют представители SAAB.
На таком оружии могут быть использованы передовые компьютерные алгоритмы, позволяющие учесть при стрельбе множество условий окружающей среды, которые влияют на траекторию и, в целом, полет гранаты. Эти факторы включают изменяющуюся температуру воздуха, атмосферные условия, давление и условия ландшафта. Для определения расстояния до вражеского объекта гранатомет использует лазерный дальномер.
Принятие на вооружение Сухопутных войск США такого оружия позволит резко увеличить боевые возможности подразделений и частей американской пехоты, констатирует военный обозреватель Крис Осборн.