Генштаб сирийской армии заявил, что возглавляемая США международная коалиция в среду вечером нанесла авиаудар по запрещенному в России «Исламскому государству» (организация запрещена в России) в провинции Дейр-эз-Зор, который попал в принадлежащий боевикам склад с химическим оружием. В результате, по утверждению сирийских военных, погибли сотни людей, в том числе мирных жителей.
«Самолеты так называемой коалиции нанесли удар в районе 17.30–17.50 по складу ИГ, где находилось большое количество иностранных наемников.
На месте удара образовалось белое облако, затем желтое, что говорит о наличии большого количества отравляющих веществ. Пожар на месте продолжался до 22.30», — цитирует правительственное информагентство САНА заявление командования сирийской армии.
Сирийские военные отмечают, что произошедшее является доказательством того, что у террористов ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России) имеется в распоряжении химическое оружие, а также возможности его применения, приобретения и транспортировки. В своем заявлении военные также в очередной раз заявили, что у сирийских правительственных сил химического оружия нет.
Заявление сирийской армии опровергли одновременно и представители западной коалиции, и Минобороны России. «Коалиция не наносила никаких авиаударов в этой области в это время. Заявление сирийцев некорректно и, скорее всего, является намеренной дезинформацией», заявил представитель коалиции полковник ВВС США Джон Дорриан. В российском Минобороны также заявили, что не располагают информацией, подтверждающей авиаудар коалиции в районе Дейр-эз-Зора. Для проведения мониторинга и отслеживания обстановки российская сторона направила в этот район беспилотные средства, рассказали в ведомстве.
Ранее американский телеканал CNN со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника сообщил, что американские военные и сотрудники разведки перехватили переговоры сирийских военных и экспертов по химическому оружию, которые обсуждали подготовку к атаке с применением зарина в Идлибе на прошлой неделе.
Собеседник телеканала уточнил, что Вашингтон не знал о готовящейся атаке.
Объем разведывательных данных, собранных США в Сирии и Ираке, огромен, и материалы часто не обрабатываются, если не происходит какого-то конкретного события, которое требует их анализа.
Таким образом, перехваченные переговоры были частью тех данных разведки, которые были собраны в течение нескольких часов после нападения в Идлибе.
Никаких свидетельств того, что о готовящемся нападении знали российские военные, до сих пор обнаружено не было. Собеседник CNN предположил, что они были более осторожны в переговорах на случай их перехвата.
В сообщении CNN многое вызывает большие сомнения, считает экс-заместитель начальника Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Валерий Запаренко.
«Непонятно, что за «эксперты» и какое отношение они имеют к вооруженным силам Сирии. Одно дело, если это представители сирийского аналога наших войск радиационной, химической и биологической защиты. Совершенно другое дело, если эти якобы «эксперты» не имеют никакого отношения к сирийской армии», — рассуждает Запаренко.
Кроме того, подчеркивает военачальник, со стороны американцев пока нет разъяснения, по каким каналам связи удалось перехватить сообщение — радио, радиорелейным, проводным.
Более того, все важные сообщения в ходе ведения боевых действий передаются только шифром, взломать который достаточно трудно, а иногда попросту невозможно, считает генерал.
По его мнению, тот факт, что данные перехвата, который якобы был осуществлен 3–4 апреля 2017 года, стали известны через десять дней и не были обнародованы, например, перед ракетным ударом эсминцев ВМС США по авиабазе Шайрат, означает на практике запоздалые объяснения действий США.
Пока никаких подробностей, кроме ссылки «на высокопоставленного американского чиновника», американской стороной не представлено: ни аудиозаписей переговоров, ни их расшифровок, ни даже фамилий и званий должностных лиц сирийской армии, ни конкретных сведений о том, кто и кому что конкретно и каким образом указывал при организации химической атаки.
По словам экс-начальника управления Главного оперативного управления Генштаба России генерал-лейтенанта Николая Моисеева, комментировать специалисту в подобного рода сообщениях просто нечего, поскольку не приведено никаких убедительных фактов.
«Если бы химическая атака действительно готовилась сирийскими военными, то это было бы осуществлено с соблюдением всех правил комплексного противодействия иностранным техническим разведкам. То есть ни одного слова не было бы сказано ни по радио, ни по телефону. В эфире была бы полная тишина», – пояснил генерал.
Даже в текстовых боевых документах в подобных случаях не было бы ни одной ссылки на готовящуюся химическую атаку, а все необходимые термины были бы заменены на сочетания слов и цифр, не поддающихся декодированию, уверен военачальник.
«Конечно, можно допустить, что в сирийской армии присутствуют элементы разгильдяйства и допускаются нарушения при пользовании средствами связи, но не настолько же, — говорит Моисеев.
— Самое главное — пока нет никаких убедительных данных о применении сирийской армией отравляющих веществ типа зарин в районе населенного пункта Хан-Шейхун. А американцы по-прежнему продолжают ломать ситуацию через колено, не приводя никаких доказательств, кроме сотрясения воздуха».
Инцидент с применением химического оружия произошел в городе Хан-Шейхун в сирийской провинции Идлиб 4 апреля. В результате погибли более 70 человек, более 500 человек пострадали.
США утверждают, что за химатакой стоят сирийские и российские власти. По мнению Вашингтона, правительственные силы Сирии нанесли по Хан-Шейхуну авиаудар, в ходе которого применили оружие. Москва и Дамаск свою причастность к применению химического оружия отрицают. Российская сторона признает факт нанесения авиаудара, но настаивает на том, что в результате него одна из бомб попала в склад, находящийся под контролем повстанцев, в результате чего произошла утечка смертельного газа. Президент России Владимир Путин назвал обвинения сирийского правительства в применении химического оружия провокацией.
В среду на пресс-конференции в Белом доме президент США Дональд Трамп заявил, что Пентагон изучает вопрос о соучастии России в химатаке. «Хотелось бы думать, что они не знали [про готовившуюся химатаку], хотя, безусловно, могли бы», — сказал он.
По мнению Вашингтона, Сирия могла восстановить подразделение личного состава своей армии, связанное с химическим оружием, которое просуществовало до 2013 года, пока Дамаск не пообещал уничтожить все свои запасы этого вида вооружений. «Мы знаем, что у них [сирийских военных] есть опыт [применения химоружия], и мы подозреваем, что у них есть помощь [извне]», — заявил американский военный чиновник в ходе брифинга на этой неделе.
Он отметил, что у Пентагона пока нет доказательств соучастия в химатаке сирийских и российских военных, но он тщательно проверяет всю информацию, которая могла бы это подтвердить.
Он также отметил, что в случае, если Пентагон сочтет факт участия в инциденте России доказанным, он возможно не станет заявлять об этом публично.
В российском МИДе, в свою очередь, назвали фейковыми сообщения о том, что Россия была осведомлена о готовящейся химатаке.
На данный момент единственным доказательством возможного участия России в нападении является замеченный над больницей, в которой находились пострадавшие в результате применения химического оружия люди, беспилотник, который, по данным американской разведки, управлялся российской стороной.