Штатная численность Вооруженных сил России с января 2017 года составляет 1 897 694 человек (в том числе более 1,013 млн военнослужащих), а с 1 июля состав ВС увеличится до 1,9 млн человек. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.
Таким образом, по сравнению с июлем 2016 года с 1 января 2017 года штатная численность военнослужащих увеличена на 13 628 единиц, а с 1 июля 2017 года речь идет уже об увеличении численности гражданского персонала на 5357 штатных единиц.
Это редкий в последние годы пример увеличения штата силового ведомства. В феврале 2015 года «Коммерсантъ» сообщил, что Минфин предложил всем российским правоохранительным органам в рамках формирования нового сокращенного бюджета существенно сократить расходы или уволить до 10% сотрудников. Тогда советник главы Росгвардии Александр Хинштейн, занимавший на тот момент должность зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, подтвердил изданию, что предложение Минфина получили все правоохранители. С тех пор во многих силовых структурах — в частности, Федеральной службе исполнения наказаний и МВД — действительно прошли сокращения штатной численности. В результате реформы по слиянию с МВД Федеральной миграционной службы последняя также была сокращена на 30%.
Экс-заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба России генерал-лейтенант Валерий Запаренко в беседе с «Газетой.Ru» не исключил, что увеличение штата ВС связано с появлением в их составе новых видов войск, в частности войск информационных операций.
По его мнению, вполне возможно, что расширение состава Вооруженных сил устанавливает новые пропорциями между их видами, родами войск и специальными войсками.
Увеличение численности войск связано и с повышением роли Центрального военного округа (ЦВО), предположил экс-начальник управления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Николай Моисеев.
«Без усиления роли этого оперативно-стратегического объединения сегодня нам никак не обойтись», — подчеркнул собеседник «Газеты.ru», отметив, что именно в ЦВО сейчас сосредоточены российские военные стратегические резервы и ресурсы.
Кроме того, по словам генерала, в течение последнего времени постоянно развертываются новые части и соединения, а увеличение штатной численности и соответствующие организационно-штатные мероприятия находятся в прямой зависимости от этих процессов.
«Чем больше полнокровных соединений постоянной боевой готовности, полностью укомплектованных личным составом, новым вооружением и военной техникой по штатам военного времени, тем лучше для Вооруженных сил и для государства», — сказал Моисеев.
По мнению экс-начальника вооружения Вооруженных сил России генерал-полковника Анатолия Ситнова, в случае возникновения угроз у России может не оказаться возможности усилить войска на требуемом направлении за счет стратегических перегруппировок, поэтому важно уже в мирное время иметь части и соединения, полностью укомплектованные техникой и людьми и готовые к немедленному ведению боевых действий.
«Поэтому решение президента России абсолютно адекватно складывающейся военно-политической обстановке. Наша страна — это не Багамские острова, и России требуются полноценные группировки войск и сил, развернутые на всех стратегических направлениях», — считает Ситнов.
Особое внимание в современных условиях необходимо уделить развитию и совершенствованию всех средств разведки — от космической до агентурной, считает военачальник.
К сожалению, увеличение штатной численности не так велико, как это требует современная военно-стратегическая обстановка, отметил экс-начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко. «Все-таки один миллион военнослужащих для такой страны — это очень мало», — сказал «Газете.Ru» Кравченко.
По словам адмирала, в предыдущие годы сокращения боевого и численного состава флота дошло до того, что сейчас, к примеру, Главный штаб Военно-морского флота России не может написать тактико-техническое задание на проектируемые корабли.
Кравченко также надеется, что нынешнее увеличение численности ВС скажется и на организационно-штатной структуре Главного штаба ВМФ и он вновь станет полноценным органом военного управления.
Ничего неожиданного в принятых решениях по увеличению численности Вооруженных сил нет, объяснил «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО генерал-полковник авиации Игорь Мальцев.
«Вначале было принято решение о развертывании новых соединений на Западе и Востоке, а потом была дана команда на изыскание соответствующей численности.
Таким образом, это не какое-либо спонтанное волеизъявление, а подтверждение уже на государственном уровне ранее принятых решений», — подчеркнул Мальцев.
Развертывание новых соединений и частей Сухопутных войск на западной границе России и на Курильских островах требует дополнительной штатной численности, соглашается экс-главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей Маслов. «Но не думаю, что решение президента России связано только с Сухопутными войсками. Другие виды Вооруженных сил и рода войск требуют сегодня не меньшего внимания», — отметил Маслов.
Если численность Вооруженных сил в настоящее время примерно 1 млн человек, то при укомплектованности 80–85% сегодня в Вооруженных силах примерно 800–850 тыс. солдат и офицеров, отметил экс-начальник управления Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Геннадий Макаров.
«13 с лишним тысяч военнослужащих — это, разумеется, немного. Для такой страны, как Россия, это очень немного», — сказал военачальник.
По мнению генерала, принятое решение связано с формированием на Курильских островах новой мотострелковой дивизии.
«13 тыс. военнослужащих — это как раз дивизия», — напомнил Макаров.
Экс-начальник Главного финансового управления Минобороны генерал-полковник Василий Воробьев в беседе с «Газетой.Ru» выразил надежду, что увеличение штатной численности ВС «рано или поздно» привело бы к воссозданию офицерского корпуса финансовой службы. «Все другие решения относительно финансовой службы вредны и для Вооруженных сил, и для государства. Надеюсь, здравый смысл рано или поздно восторжествует и офицерский корпус финансовой службы будет возрожден. Финансы — это тоже оружие», — поделился мнением Воробьев.
Некоторые из военачальников, сотрудников главных и центральных управлений Министерства обороны России, опрошенных «Газетой.Ru», также высказали предположение, что увеличение штатной численности армии и флота связано в том числе с группировкой Вооруженных сил России в Сирии, в частности с созданием в этой стране постоянных баз. Специалисты не исключают, что предпринята попытка придать этому формированию стройную и законодательно закрепленную организационно-штатную структуру.
При этом источник «Газеты.Ru» близкий к руководству Минобороны дал самое простое объяснение ситуации. По его словам, в Вооруженные силы страны просто передана штатная численность ныне расформированного Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). Это и есть те самые 13 с лишним тысяч военнослужащих, уточнил он.