Министр обороны Хорватии Дамир Крстичевич во время заседания правительства заявил, что страна в ближайшем будущем не сможет охранять свое воздушное пространство, если не получит новые истребители взамен произведенных еще в СССР МиГ-21. Об этом на прошедшей неделе сообщило местное агентство Hina.
«Хорватские пилоты — блестящие люди, которые отлично делают свое дело. Можете себе только представить, каково им приходится каждый день, когда им необходимо садиться в кабину «МиГа» и выполнять свои задачи, но неизвестно, взлетит истребитель или нет, — сказал Крстичевич.
— Нужно ли нам дожидаться еще одного случая, когда упадет наш самолет и погибнет летчик или же самолет упадет на какой-нибудь населенный пункт?»
При этом он сразу оговорился, что угрозы безопасности страны сейчас нет и хорватская армия готова выполнять все стоящие перед ней задачи.
Министр также сообщил, что уже направил в правительство запрос по поводу поставок в хорватские ВВС новых самолетов.
«Нам необходима одна новая эскадрилья для того, чтобы обеспечивать охрану воздушного пространства. В нее должны входить десять одноместных самолетов и два двухместных», — сказал министр.
По его словам, это нужно в том случае, «если Хорватия хочет быть независимым государством и хочет, чтобы все остальные считали ее таковым».
Сейчас единственным реактивным самолетом хорватских ВВС остаются машины МиГ-21. Их у балканской республики насчитывается 12 штук.
В августе 2014 года в окрестностях столицы страны Загреба произошла катастрофа одного из этих самолетов, но летчик успел катапультироваться и спас себе жизнь. После этого остро встал вопрос о глубокой модернизации этих истребителей, и минобороны Хорватии заключило с украинской компанией «Укрспецэкспорт» сделку по ремонту семи советских МиГ-21 и покупке еще пяти таких же машин, бывших в употреблении ВВС Иордании, за €17,6 млн. Посредником при продаже иорданских истребителей также должны были выступать украинцы.
Однако в итоге «Укрспецэкспорт» фальсифицировал документы и передал Хорватии 12 неисправных МиГ-21.
В результате девятимесячного расследования управления по противодействию коррупции хорватского МВД обвинения в получении взятки были предъявлены двум гражданам Хорватии: чиновнику минобороны и сотруднику компании, которая участвовала в публичном тендере и заплатила за победу €20 тыс.
Как оказалось, ни в каких ВВС Иордании купленные «МиГи» не числились, а были собраны из старых болгарских, алжирских и советских деталей. В отремонтированных «МиГах», в свою очередь, обнаружили запчасти, не соответствующие сопроводительной документации. Более того, украинская сторона еще и задержала исполнение заказа, просрочив все контрактные сроки.
Очередной инцидент с хорватским МиГ-21 произошел на прошедшей неделе в четверг. Прямо в полете у истребителя отказал двигатель. Пилот смог перезапустить его и успешно посадить боевую машину на аэродром базирования. Происшествие случилось в Бродско-Посавской жупании (регионе) на востоке страны.
Быстро решить вопрос с приобретением новых истребителей хорватским властям вряд ли удастся, объяснил «Газете.Ru» военный эксперт и участник гражданской войны в Югославии Олег Валецкий.
«Переходить им на зарубежную технику будет трудно, и этот процесс будет не быстрым, так как их летчики обучены летать на нашей технике, инфраструктура рассчитана на советские самолеты, боеприпасы также используются нашего образца. Все это сразу поменять не представляется возможным», — рассудил он.
По словам Валецкого, даже если Хорватия обратится за помощью в покупке новых истребителей к Москве, быстро выполнить ее условия не удастся.
«Наш авиапром находится не в самом лучшем состоянии, и быстро собрать новые самолеты для него сейчас задача крайне непростая. Вообще покупка новых самолетов в современных условиях растягивается зачастую на несколько лет. Кроме того, у Хорватии есть серьезные проблемы с деньгами. Непонятно, как она будет оплачивать покупку новых истребителей», — объяснил эксперт.
Он не исключил, что Хорватия со временем откажется от своих ВВС и передаст охрану своего воздушного пространства союзникам по НАТО, которые будут беречь хорватское небо с использованием современной техники. «Так поступили, к примеру, власти Литвы», — напомнил Валецкий.
Действующих контрактов на поставку истребителей между Загребом и Москвой нет, рассказал источник «Газеты.Ru» в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Со стороны «Рособоронэкспорта» также не было никаких заявлений по поводу контактов с представителями Хорватии по вопросу приобретения истребителей.
Вряд ли Хорватия купит новые российские военные самолеты, объяснил «Газете.Ru» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
«Этого не произойдет только из-за политических моментов, так как хорватское государство состоит в НАТО и Европейском союзе.
Насколько мне известно, Загреб имеет договоренность со Стокгольмом о покупке JAS 39 «Грипен», причем переговоры по этому вопросу находятся в завершающей стадии», — рассказал Кашин.
Он также уверен, что без своих военно-воздушных сил республика не останется.
«Возможно, будет короткий перерыв между окончательным списанием наших МиГ-21 и получением новых машин. Но до последнего они будут оставлять на вооружении хоть сколько-то старых самолетов, которые способны хоть как-то летать», — сказал эксперт.
Хорватия — единственная в Европе страна, которая эксплуатирует разработанные еще в 1959 году истребители Миг-21. Самолеты этого типа есть также у соседней с Хорватией Сербии и Болгарии. Последняя перевела их в резерв и не использует, а сербские «МиГи» не поднимаются в воздух, так как не прошли модернизацию.
Сейчас у Сербии есть контракт на поставку шести истребителей МиГ-29.
Также Белград заключил соглашение на поставку еще восьми машин МиГ-29 с Минском, по которому сербам достанутся самолеты, состоявшие ранее на вооружении ВВС Белоруссии. Кроме того, российские специалисты занимаются модернизацией самолетов, которые остались у сербской страны со времен бывшей Югославии, рассказал «Газете.Ru» собеседник, знакомый с экспортом российского вооружения в балканские страны.
Долгое время существовало также соглашение между корпорацией «МиГ» и Болгарией на ремонт и техническое обслуживание восьми самолетов МиГ-29 ВВС этой страны. Однако в конце 2015 года болгарское правительство расторгло контракт с российской компанией и заключило соглашение по ремонту истребителей с польскими структурами.
Это решение Софии вызвало крайне негативную реакцию в руководстве МиГа.
Российская компания заявила, что Польша не имеет лицензии на ремонт этих самолетов, а также не имеет сертифицированных запчастей.
Тогда в знак протеста против разрыва соглашения с МиГом в отставку подал главнокомандующий ВВС Болгарии генерал Румен Радов. В январе 2017-го он выиграл выборы президента Болгарии, после чего сотрудничество болгарских ВВС с российской компанией было возобновлено.