Эксперты завершили техническую часть расследования крушения Ту-154 российского Минобороны в Черном море. Они пришли к выводу, что самолет не падал, а сел на воду под управлением пилота. Однако от удара о морскую поверхность лайнер развалился на куски и затонул, пишет «Коммерсантъ».
3D-моделирование показало, что самолет взлетел в штатном режиме и после взлета не совершил ни одной из распространенных в подобных случаях ошибок: не выходил на закритические углы атаки, не терял скорость и не попадал в штопор. Через минуту после взлета самолет набрал скорость и поднялся на высоту около 250 м, после чего стала «стремительно развиваться нештатная ситуация», рассказал источник газеты, близкий к комиссии. Как он пояснил, вместо того чтобы продолжать набирать высоту, летчик фактически перевел самолет в режим посадки: машина в течение 10 секунд снижалась под управлением летчика, пока не столкнулась с водой.
Опрошенные газетой эксперты считают, что причиной катастрофы могла стать дезориентация в пространстве командира экипажа Романа Волкова. Пилот набирал высоту в темноте и не контролировал положение самолета визуально, так как не видел перед собой никаких ориентиров, в том числе горизонта. Дезориентировать Волкова могли даже звезды, которые светили в небе и одновременно отражались в поверхности воды, отмечают собеседники издания.
В такой ситуации пилот должен был полностью положиться на показания приборов, однако их Волков, судя по всему, проигнорировал, доверившись своему опыту (4 тысячи часов налета) и ощущениям. К примеру, перегрузка, возникшая при ускорении самолета, могла создать у него иллюзию набора высоты, хотя лайнер в это время, наоборот, снижался.
Сейчас военные эксперты изучают профессиональную биографию Волкова и, в частности, его летную подготовку. Специалисты также изъяли все медицинские документы погибшего пилота, результаты его психологических тестов, и опрашивают инструкторов, которые учили майора летать.
Однако, как полагают собеседники газеты, неправильно списывать авиакатастрофу только лишь на ошибку опытного пилота: ее причиной, вероятно, стала совокупность сразу нескольких факторов. «Коммерсантъ» обращает внимание на физическое состояние экипажа самолета, для которого обычный полет в Сирию растянулся на целый день. Сначала лайнер несколько часов ждал вылета из Москвы, а потом из-за плохих погодный условий совершил вынужденную посадку в плохо известном экипажу аэропорту Адлера вместо планируемого Моздока.
В результате этих задержек рейс, которым летел самолет, превратился из дневного в ночной. Как реагировал на это пилот Волков, пока не установлено. Эксперты полагают, что задержка рейса могла спровоцировать у командира экипажа обострение каких-то хронических болезней или привела его в состояние стресса, с которым он не смог справиться.
В самом Минобороны неоднократно заявляли, что члены экипажа разбившегося самолета имели большой опыт и безупречный послужной список и ошибка пилота не могла стать причиной катастрофы. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России Виктор Бондарев во время церемонии прощания с Волковым заявил, что подготовка майора «соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания».
Самолет Ту-154 Минобороны России, летевший из Сочи в сирийскую Латакию, разбился утром 25 декабря над Черным морем. На борту самолета находились 92 человека, в том числе глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), съемочные группы Первого канал, НТВ и «Звезды», а также основной состав ансамбля имени Александрова, летевший поздравить российских военных в Сирии с Новым годом. Все они погибли.
Ранее «Газета.Ru» писала, что все системы самолета работали исправно до самого его прикосновения с поверхностью воды. Никаких технических неисправностей или неполадок у разбившегося лайнера в ходе расследования выявлено не было. Возраст самолета (30 лет) на его летной годности также не сказался.