В ночь на 4 февраля в районе Гавайских островов США и Япония испытали новую противоракету Standard missile 3 (SM-3) Block IIA, пишет издание Warrior.
Успешные морские испытания новой ракеты-перехватчика средней дальности провели американское Агентство по противоракетной обороне (National Missile Defense, NMD), военно-морские силы США и министерство обороны Японии. Противоракета была запущена с эсминца ВМС США USS John Paul Jones.
Целью стала баллистическая ракета средней дальности, стартовавшая из района Кауаи (Гавайские острова). Эсминец обнаружил и захватил ее на сопровождение с помощью бортового радиолокатора типа AN/SPY-1D (V), входящего в систему «Иджис» (Aegis Baseline 9.C2 weapon system), и уничтожил прямым попаданием.
Названная греческим словом aegis («эгида») в честь защищающей Зевса или Афину одежды из древнегреческой мифологии «Иджис» — это многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС), состоящая из интегрированной сети сенсоров, высокопроизводительных компьютеров и ударно-боевых средств в виде ракет-перехватчиков первого поколения Standard missile 2 (SM-2) и более усовершенствованных ракет-перехватчиков Standard missile 3 (SM-3). Запуск противоракет производится с помощью универсальных установок вертикального пуска Мк41, которые расположены под основной палубой кораблей ВМС США.
Новая SM-3 Block IIA, разработанная США в кооперации с Японией, предназначена для развертывания в 2018 году в Польше в качестве наземного варианта системы ПРО от баллистических ракет средней и промежуточной дальности, заявил представитель Агентства по противоракетной обороне США.
Боевая часть этой противоракеты представляет собой модернизированный увеличенных размеров перехватчик кинетического действия или, другими словами, предназначенный для прямого попадания в цель, а не осколочно-фугасного действия. SM-3 Block IIA также оснащена новой радиолокационной аппаратурой с повышенными возможностями по выделению боевых блоков баллистических ракет на фоне ложных целей.
Кроме того, за счет второй и третьей ступеней диаметром 21 дюйм (53,3 см) новая противоракета располагает увеличенным полетным временем и возросшими возможностями перехвата в космосе, объяснил представитель Агентства по противоракетной обороне США Кристофер Скрибэло. Использование увеличенного разгонно-маршевого двигателя повысило конечную скорость ракеты в 1,5 раза — примерно до 5 км/с, а дальность — до 1000 км.
«Ракета, разработанная совместно японской и американской промышленностью, жизненно важна для обеих наших стран и в конечном счете улучшит нашу способность защитить себя от возрастающих угроз применения баллистических ракет во всем мире», — заявил директор Агентства по противоракетной обороне США вице-адмирал Джим Сиринг.
В декабре 2015 года американская компания Raytheon получила контракт на производство противоракет SM-3 Block IIA на $543 млн. Японские соисполнители программы производят примерно 50% комплектующих, а Raytheon стала системным интегратором проекта.
Сейчас Raytheon совместно с Агентством по противоракетной обороне США модернизируют также ракету SM-3 Block IB, рассказал руководитель программы SM-3 Block IIA Кеньон Хайзер. По его словам, некоторые технологии, которые были применены на SM-3 Block IIA, в том числе программное обеспечение, будут внедрены и на SM-3 Block IB.
США и их союзники во всем мире в ближайшее время получат еще и существенно модернизированную Raytheon зенитную ракетную систему Patriot, сообщает Warrior. Новая ЗРС должна поражать все типы аэродинамических целей, включая беспилотные летательные аппараты, вертолеты, конвертопланы, крылатые ракеты, а также высокоскоростные самолеты и тактические баллистические ракеты всех видов.
ЗРК Patriot создавался еще в начале 1980-х для борьбы с тактическими баллистическими ракетами. Однако возможности современных и перспективных средств поражения существенно превосходят тактико-технические характеристики того времени, объяснил Джо Динтона, вице-президент Raytheon по развитию бизнеса и стратегии.
Модернизация предполагает использование активной фазированной антенной решетки (АФАР, или Active electronically scanned array, AESA) на основе нитрида галлия (gallium nitride – GaN) с улучшенными поисковыми возможностями. Она экономичнее предыдущих радиолокаторов для ЗРС в плане энергосбережения и обладает повышенной мощностью излучения.
Новый радар AESA GaN, по словам разработчиков, более эффективный, дешевый и ремонтопригодный, чем все его предшественники. На разработку перспективной РЛС фирма потратила более 15 лет и несколько сотен миллионов долларов собственных средств, уверяют в компании Raytheon.
Модернизации подверглись также система управления огнем и программное обеспечение Patriot, с которым специалисты добились минимальных промахов при наведении ракеты на цель. На выходе получилась ЗРС Patriot Advanced Capability 3 Missile Segment Enhancement («Пэтриот с улучшенными возможностями и модернизированным ракетным сегментом», или PAC-3 MSE).
Внедрением новых технологий Raytheon в сухопутных войсках США занимается компания Lockheed Martin. По ее данным, программа PAC-3 MSE будет испытана в Запасном центре вооруженных сил США в Гранд-Прейри (штат Техас) и на полигоне «Уайт Сэндс» (штат Нью-Мексико). Предполагаемая дата завершения испытаний — 30 января 2018 года.
Особенность РАС-3 MSE — оснащение системы зенитной управляемой ракетой с возможностью кинетического перехвата. Технология получила название hit-kill. Представители сухопутных войск США утверждают, что в новом варианте Patriot способен уничтожать тактические баллистические ракеты существенно большего радиуса действия. Кроме того, на одной пусковой установке новой ЗРС в индивидуальных транспортно-пусковых контейнерах будут размещены 16 ракет PAC-3 или 12 MSE PAC-3 вместо четырех в предыдущих версиях PAC-2.
Предполагается, что одна из наиболее современных, эффективных и надежных зенитных ракетных систем в мире будет действовать в тандеме с системой ПРО THAAD, образуя многоуровневую систему противоракетной обороны на нужном театре военных действий.
Развертывание этих элементов американской ПРО в Европе создает риски для стратегической стабильности, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
«Деятельность США и их союзников в сфере ПРО является безусловным нарушением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», — предупреждает эксперт.
По его словам, внимание США и их союзников к совершенствованию систем ПВО и ПРО в последнее время резко усилилось. Однако вряд ли кинетический перехват аэродинамической цели сработает против маневрирующих боевых блоков, которые состоят на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России.