Министерство обороны России в среду опубликовало на своем официальном канале в YouTube кадры похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море и работы его авиакрыла у берегов Сирии.
В ролике впервые продемонстрированы кадры боевых вылетов российских палубных истребителей с авианосца.
<1>
На видео также показаны корабли ударной авианосной группы, вспомогательные суда и палубные вертолеты.
В конце прошлого года корабль отметил 26-летие. 25 декабря 1990 года на ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») состоялся первый подъем военно-морского флага. Эта дата считается днем корабля.
Спорили до Фолклендов
Техническое предложение по тяжелому авианесущему крейсеру проекта 1143.5 было разработано еще в апреле 1978 года. 13 октября того же года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, поручавшее Невскому проектно-конструкторскому бюро (НПКБ) разработать к 1980 году эскизный и технический проекты этого корабля, а ВМФ и ВВС подготовить тактико-техническое задание к нему и требования к корабельным летательным аппаратам.
В сентябре 1979 года эскизный проект был завершен и предъявлен на рассмотрение ВМФ. Он получил одобрение у главнокомандующего советским военно-морским флотом адмирала Сергея Горшкова, который порекомендовал при разработке технического проекта проработать вопрос увеличения численности авиагруппы с запланированных 42 до 52 единиц.
Специалисты НПКБ откорректировали проект с учетом базирования на нем одновременно 14 истребителей Су-27К, 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41 и 22 вертолетов Ка-25 (противолодочных, поисково-спасательных, радиолокационного дозора). Однако водоизмещение ТАВКР при этом возросло до 65 000 тонн, что вызвало возражения в Генштабе.
Министр обороны СССР Дмитрий Устинов выпустил в начале 1980 года подготовленную Генштабом директиву о необходимости снижения водоизмещения проектируемого корабля на 10 000 тонн и — как об одном из средств для этого — отказе от использования на нем катапульт.
Основным самолетом авиагруппы в таком варианте становился Як-41 с вертикальным взлетом и посадкой, а разработчикам будущих Су-27К и МиГ-29К предлагалось искать другие пути обеспечения старта истребителей с корабля — например, с помощью пороховых ускорителей. Но проведенный в ОКБ Сухого и НПКБ анализ показал, что для обеспечения нормальной эксплуатации авиагруппы все трюмы корабля будут заполнены этими ускорителями и для самолетного вооружения и топлива просто не останется места.
В итоге 26 марта 1980 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина, в соответствии с которым постройка ТАВКР проекта 1143.5 откладывалась, а его разработка продлевалась на два года.
При этом руководители Генштаба во главе с заместителем начальника по ВМФ адмиралом Николаем Амелько настаивали на необходимости строительства вместо тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 более легких и сравнительно дешевых противолодочных вертолетоносцев проекта 10200, которые могли создаваться по упрощенным требованиям на базе корпусов и механизмов гражданских судов.
Этой группе военачальников удалось добиться включения в программу военного кораблестроения на 1981–1990 годы постройки двух таких кораблей на Черноморском судостроительном заводе непосредственно после ТАВКР «Баку» и вместо ТАВКР проекта 1143.5. Однако при этом Генштаб расширил круг боевых задач, которые предстояло решать вертолетоносцам, что привело к необходимости пересмотра выданного тактико-технического задания.
В новом варианте десантные вертолетоносцы уже не могли строиться на базе гражданских судов и по стоимости приближались к ТАВКР.
С помощью этих аргументов командованию ВМФ и руководству Минсудпрома удалось убедить правительство в нецелесообразности постройки вертолетоносцев. В итоге от них, уже включенных в программу кораблестроения, отказались, но стала невозможной и предусмотренная ранее закладка в 1980 году нового ТАВКР.
Черноморскому судостроительному заводу (ЧСЗ) в украинском Николаеве первый отечественный авианосец давался очень и очень нелегко. Заложенный на стапеле в начале 1979 года ТАКР проекта 1143.4 («Баку», заказ 104) в 1981 году должен был быть спущен на воду, а приобретенные заводом за рубежом уникальные 900-тонные краны позволяли освоить новую, крупноблочную технологию постройки ТАКР и уже в середине 1980 года начать изготовление на предстапельной плите первых крупных блоков корпуса будущего «Адмирала Кузнецова». Тем самым обеспечивалось сокращение сроков постройки нового авианосца и предотвращался простой цехов верфи и корпусного производства.
Однако к тому времени проект 1143.5 еще не был включен в программу вооружений на 1981–1990 годы. Полученный заводом проект договора на постройку «заказа 105» был расторгнут уже через три недели из-за переноса этапов и сроков создания корабля. 15 декабря 1980 года ЧСЗ получил договор на постройку второго ТАКР по проекту 1143.4 типа «Баку», предназначенного исключительно для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.
В течение полутора лет на заводе был проведен огромный объем работ, построено несколько крупных корпусных секций нового корабля, переработано несколько тысяч тонн проката, но все это в итоге было превращено в лом. Весной 1982 года, после англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов, было наконец принято окончательное решение о постройке «заказа 105» по проекту 1143.5.
В результате первый блок корпуса будущего «Адмирала Кузнецова», первоначально получившего наименование «Рига», удалось заложить на предстапельной плите ЧСЗ лишь в сентябре 1982 года, а к стапельной сборке нового авианесущего крейсера смогли приступить только в феврале 1983 года.
26 ноября 1982 года, после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, название корабля было заменено на «Леонид Брежнев».
«Кузнецов» остался без вертикального взлета
Параллельно с постройкой ТАВКР проекта 1143.5 в авиационных конструкторских бюро шла напряженная работа по проектированию сверхзвуковых корабельных истребителей, которые должны были стать основой авиационного вооружения первого советского авианосца с самолетами традиционной схемы.
В 1984 году вышли постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о разработке легкого корабельного многоцелевого истребителя МиГ-29К, предназначенного для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника в ближней зоне, поражения надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и обеспечения высадки десантов, а также корабельного истребителя с большой дальностью полета Су-27К для обеспечения противовоздушной обороны авианосной корабельной группировки в дальней зоне.
Третьим типом корабельного истребителя для ТАВКР проекта 1143.5, как это и предусматривалось изначально, должен был стать сверхзвуковой самолет вертикального и укороченного взлета и посадки Як-41. Однако сроки его создания постоянно переносились.
Для дальнего радиолокационного обнаружения надводных и воздушных целей и управления боевыми действиями корабельной истребительной авиации в составе авиагруппы ТАВКР проекта 1143.5 планировалось иметь несколько самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Як-44РЛД. Однако разработка его велась крайне медленно, а вскоре, в марте 1983 года, была прекращена. Альтернативный проект поручили Киевскому механическому заводу. Такое решение определялось тем, что ОКБ Антонова с 1982 года проектировало на базе тактического военно-транспортного самолета Ан-72 армейский самолет РЛДН Ан-71. Аванпроект корабельного Ан-71К был выпущен к осени 1984 года, но военные пришли к выводу, что геометрические размеры и взлетная масса Ан-71К делают проблематичным его размещение на корабле.
В итоге авиагруппа ТАКР «Адмирал Кузнецов» так и не получила ни одного необходимого ей самолета РЛДН.
Тем временем из-за срыва сроков поставки крупного энергетического оборудования в 1983–1984 годах в уже практически готовом корпусе корабля приходилось вскрывать, а затем снова заваривать десятки огромных разъемов, прорезать которые приходилось через 7–10 палуб.
Заказчик в это время подготовил еще одну неожиданность: предлагалось заменить предусмотренный первоначальным проектом ТАВКР комплекс радиопротиводействия «Кантата» на совершенно другой — «Созвездие», еще находившийся в разработке. Конструкторам пришлось переделывать и перепланировать сотни помещений, искать место для большого количества новых антенн и электронных блоков.
Несмотря на все это, точно по плану 4 декабря 1985 года корабль, в то время еще носивший имя «Леонид Брежнев», был спущен на воду.
Спусковая масса корабля составила около 32 000 тонн, что в то время было рекордом для отечественного судостроения.
Рожденный в таких условиях первый советский авианосец, именовавшийся во всех документах ТАКР, по сравнению с предыдущими кораблями такого типа имел на борту не 36, а 50 летательных аппаратов, включая впервые в советской истории базирование на палубе сверхзвуковых истребителей обычной схемы. Для этого почти в 2,5 раза была увеличена площадь полетной палубы, применен взлетный трамплин, аэрофинишеры, стартовые задержники, газоотбойные щиты и глиссадная светотехника. Запас авиационного топлива был увеличен на 1000 тонн и авиабоезапас — почти вдвое.
На новом ТАКР был применен более совершенный противокорабельный комплекс «Гранит» с 12 подпалубными пусковыми установками.
Полное водоизмещение корабля составляло около 55 000 т. Длина корабля — 302 м, ширина по ватерлинии — 35,4 м, по полетной палубе — 70,5 м, осадка — 10,5 м. Паротурбинная энергетическая установка суммарной мощностью 200 тыс. лошадиных сил обеспечивала кораблю скорость до 29 узлов с дальностью автономного плавания до 8000 морских миль.
Экипаж крейсера состоял из 2100 человек.
К моменту первого выхода корабля в море совершить посадку на его палубу готовы были только истребители Су-27К и МиГ-29К и вертолеты. Самолет вертикального взлета Як-41М только начал проходить летные испытания, а в конечном итоге так и не был принят на вооружение.
Место на главном стапеле ЧСЗ после спуска на воду «заказа 105» занял второй корабль аналогичного типа — «заказ 106», поначалу опять получивший название «Рига», а в 1990 году — «Варяг». В свою очередь ТАВКР «Леонид Брежнев» 11 августа 1987 года получил новое название — «Тбилиси».
20 октября 1989 года ТАВКР «Тбилиси» под командованием капитана первого ранга Виктора Ярыгина впервые покинул достроечную стенку Черноморского судостроительного завода, прошел 30 км по Южному Бугу и вышел в море, взяв курс на Севастополь. Дальше предстояли летно-конструкторские испытания с первой в истории советской авиации посадкой самолетов обычной схемы на корабль. Это событие состоялось 1 ноября 1989 года. Посадку на палубу авианосца мастерски осуществил заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев.
В следующем, 1990 году наконец завершилась череда переименований ТАВКР проекта 1143.5, которому 4 декабря было присвоено имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», чем был признан вклад выдающегося советского военачальника в дело создания авианесущего флота.
Проект атомного авианосца умер вместе с СССР
К концу 1991 года, на момент распада СССР, на Черноморском судостроительном заводе было фактически прекращено строительство двух следующих авианесущих кораблей — ТАВКР «Варяг» одного с «Кузнецовым» типа и первого в стране атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск».
«Ульяновск» был заложен на Черноморском судостроительном заводе 25 ноября 1988 года и строился по новому проекту 1143.7, предусматривающему не только трамплинный, но и катапультный взлет самолетов. «Ульяновск» должен был обеспечивать размещение на борту увеличенного парка корабельных самолетов, в том числе достаточного количества самолетов РЛДН. С созданием «Ульяновска» советские военачальники планировали преодолеть многолетнее отставание от США в области постройки авианосцев.
Атомный авианосец должен был иметь полное водоизмещение 75 000 т, длину — 325 м и ширину — 40 м (по полетной палубе — 80 м).
Главная атомная энергоустановка, включавшая четыре водо-водяных реактора мощностью по 300 МВт и четыре паровые турбины общей мощностью 280 тыс. лошадиных сил, должна была обеспечивать скорость до 30 узлов и неограниченную дальность плавания при автономности около 120 суток. На «Ульяновске» предполагалось размещение 70 летательных аппаратов.
Однако в феврале 1992 года правительство Украины, чьей собственностью стал ЧСЗ, приняло решение о разделке корпусных секций «Ульяновска» на металлолом, что и было осуществлено до конца осени того же года. Объяснением такой срочности стал выгодный контракт на постройку крупнотоннажных судов, предложенный ЧСЗ одной из зарубежных фирм. Для их изготовления нужен был стапель, занятый «Ульяновском». После того как корпус авианосца из 30 000 т стали превратился в металлолом, иностранный партнер от дальнейшего сотрудничества отказался.