Водолазы обнаружили один из двух бортовых самописцев самолета Ту-154 Минобороны России, разбившегося в ночь на 25 декабря в Черном море.
«В 5 часов 42 минуты по московскому времени на удаленности 1,6 тыс. м от берега на глубине 17 м телеуправляемым аппаратом «Фалкон» обнаружен основной бортовой самописец», — говорится в сообщении департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны.
В ближайшие часы он будет доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы для расшифровки.
Кроме того, на удалении 1,7 тыс. м от берега на глубине около 30 м было обнаружено еще пять фрагментов самолета, в частности часть фюзеляжа, фрагменты двигателей, различные механизмы и агрегаты.
«Водолазами со спасательного судна «Эпрон» обнаружено и поднято на борт тело еще одного погибшего. Таким образом, на сегодняшний день обнаружено 12 тел и 156 фрагментов погибших в результате крушения Ту-154», — сообщили в ведомстве.
Свидетель катастрофы над Черным морем рассказал, что авиалайнер разбился во время возможной попытки сесть на воду. Эту версию опубликовал «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, близкие к расследованию.
По данным издания, одним из очевидцев катастрофы стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся в момент происшествия на катере в море у сочинского побережья. Пограничник рассказал, что самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо набора высоты стал быстро снижаться к водной поверхности, как будто собираясь совершить аварийную посадку на воду.
Свидетель уточнил, что положение лайнера в пространстве показалось ему странным даже для посадки: якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом. В итоге, по словам пограничника, самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.
По версии собеседников издания, скорее всего, самолет был «выведен на закритические углы атаки», что привело к потере скорости и подъемной силы на крыльях и снижению Ту-154. В такой же ситуации в августе 2006 года оказался самолет Ту-154М ГТК «Россия», летевший по маршруту Анапа — Санкт-Петербург и разбившийся под Донецком, напоминает издание. Тогда расследованием было установлено, что командир экипажа, пытаясь подняться над грозовым фронтом, допустил похожие ошибки: потерявший скорость самолет на высоте более 12 тыс. м свалился в плоский штопор.
Похожую версию вечером в понедельник сообщил и источник ТАСС в силовых структурах. Разрушения хвостовой части Ту-154 предварительно свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду, рассказал собеседник агентства.
Ранее специалист, близкий к КБ «Туполев», рассказал «Газете.Ru», что на самолете Ту-154 есть приемник воздушного давления, предназначенный для измерения скорости, который необходимо прогревать перед вылетом, чтобы он показывал правильную скорость.
«Ту-154 после взлета должен был набирать высоту кругами в районе Сочи. Через две минуты после взлета у него должна была быть высота метров восемьсот. А если приемник воздушного давления показывал неправильную скорость, то самолет мог легко сорваться в штопор, зацепиться за воду и развалиться на куски», — рассказал собеседник.
При этом командир экипажа Ту-154, пилот первого класса, кавалер ордена Мужества Николай Виноградов в беседе с «Газетой.Ru» предположил, что на борту разбившегося самолета произошел взрыв. По его мнению, разлет обломков свидетельствует о том, что самолет развалился в воздухе.
Обломки самолета найдены на дне Черного моря на расстоянии 1,7 тыс. м от берега по оси взлета судна. С помощью акустических средств специалисты установили, что радиус разброса фрагментов — около 500 м. Средняя глубина в этом месте — около 30 м, что позволяет задействовать все имеющиеся поисково-спасательные средства.
Для подъема со дна крупных частей самолета в район поисковой операции уже прибыл морской самоходный кран «Черноморец-11» грузоподъемностью до 100 тонн с грузовой платформой, говорится в сообщении департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны.
Водолазы уже подняли на поверхность тело командира разбившегося самолета Ту-154 Романа Волкова, утверждает источник ТАСС в экстренных службах.
В свою очередь, по словам собеседника РИА «Новости» в силовых структурах, кроме Волкова уже опознана помощник начальника департамента культуры Минобороны Оксана Бадрутдинова.
Ранее возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы министр транспорта Максим Соколов заявлял, что процедура опознания будет проходить в Москве.
По подсчетам ТАСС, поисковики пока обнаружили только 13 тел погибших. Помимо них спасатели собрали в воде многочисленные фрагменты тел. Всего на борту Ту-154 находились 92 человека: экипаж, музыканты ансамбля имени Александрова, несколько офицеров и гражданских служащих Минобороны, девять журналистов федеральных телеканалов и известный филантроп Елизавета Глинка.
К поисковой операции подключились два обитаемых глубоководных аппарата Русского географического общества и дополнительные силы беспилотной авиации, говорят в Минобороны. Всего, по данным ведомства, в ней задействованы 45 кораблей и судов, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов.
Поиски в районе авиакатастрофы продолжаются круглосуточно. «С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями», — объясняют в Минобороны.
Согласно официальному заявлению военного ведомства, родственниками опознан один из доставленных в Москву погибших пассажиров, однако его имя без согласия родных не называется по этическим причинам.
«Хочу подчеркнуть, что вся информация отдельных СМИ о якобы обнаруженных в ходе поиска конкретных военнослужащих, а также причинах трагедии не имеет ничего общего с действительностью, — заявил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков. — Это выдумки конкретных авторов в погоне за цитированием или гадания псевдоэкспертов, не имеющих доступа к реальной информации».
Он также подчеркнул, что причины крушения Ту-154 могут быть установлены «только специалистами после обнаружения и исследования бортовых самописцев или «черных ящиков». Их поиском круглосуточно занимается специальная группа водолазов.
Все найденные обломки и фрагменты тел доставляются на берег и передаются следственным органам, подчеркивают военные.
Накануне в Федеральной службе безопасности сообщили, что проверяют четыре основные версии причин катастрофы: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, техническая неисправность самолета и ошибка пилотирования. Сведениями о возможном теракте на борту самолета спецслужба пока не располагает, подчеркнули в ФСБ.
Кроме того, в ведомстве сообщали, что установлены очевидцы падения авиалайнера, а также получена запись видеорегистратора, зафиксировавшего крушение самолета.