Поиски продолжаются
На нескольких пассажирах разбившегося в воскресенье Ту-154 были надеты спасательные жилеты, сообщило РИА «Новости», ссылаясь на источник, знакомый с ходом операции поисково-спасательных служб. По его словам, люди готовились к эвакуации. Источник уточнил, что жилеты были не на всех пассажирах, чьи тела к настоящему моменту были обнаружены. Однако позднее в Минобороны это сообщение опровергли, назвав его «постыдной инсинуацией», абсолютно не соответствующей действительности.
«С первых часов после трагедии Минобороны России вместе с другими федеральными ведомствами и службами доводят обществу и журналистам исчерпывающую и объективную информацию о ходе поисковой операции», — заявили в российском военном ведомстве.
Утром в понедельник в Москву из Сочи прибыл первый самолет с останками тел погибших. Всего в результате поисково-спасательной операции были обнаружены 11 погибших и 154 фрагмента тел жертв авиакатастрофы. Для перевозки используются самолеты Ил-76.
Оставшиеся тела могут находиться внутри лайнера под водой, поэтому они до сих пор не обнаружены, заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он пояснил, что поиски затягиваются по нескольким причинам — в том числе из-за течения, которое за сутки меняло направление трижды.
Идентификация погибших будет проходить только в Москве, сказал министр транспорта Максим Соколов, который возглавил созданную по поручению президента правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы в Сочи. По его словам, в столице будут проводить и другие юридически значимые действия, в том числе со специалистами СК РФ, представителями Фонда соцстрахования и других ведомств.
Водолазы, участвующие в поисковой операции в районе крушения Ту-154, нашли фюзеляж самолета. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник. По его словам, корпус лайнера найден в 1,7 км от берега на глубине 27 м и сильно поврежден. Сейчас прорабатываются варианты его подъема.
Однако в МЧС это сообщение опровергли, заявив, что водолазы обнаружили не фюзеляж, а крупные обломки, пишет РИА «Новости». По информации агентства, специалисты также обнаружили в Черном море четыре фрагмента самолета, два из которых уже подняли.
В Федеральной службе безопасности сообщили, что проверяют четыре версии причин катастрофы. Это попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, техническая неисправность самолета и ошибка пилотирования. Российские спецслужбы не располагают данными о возможном теракте на борту самолета Минобороны, отметили в ФСБ.
Как сообщили ранее в Минобороны, поисковая операция в районе авиакатастрофы шла всю ночь и не прекращалась ни на минуту.
Специалистами тщательно проанализированы данные объективного контроля с радиолокационных средств. Уже определена траектория полета Ту-154, поиски обломков ведутся в 6 км от берега, рассказали в военном ведомстве.
При этом увеличена группировка, задействованная в поисковых работах, сообщили в Южном региональном центре МЧС. Ее общая численность превышает 3,5 тыс. человек и 200 единиц техники. Это силы и средства МЧС России, Минобороны, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава, правоохранительных органов и органов государственной власти Краснодарского края. В зону проведения операции продолжают прибывать корабли, водолазы и авиационная техника.
В Минобороны рассчитывают, что местонахождение разбившегося самолета будет обнаружено сегодня.
В частности, главком ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что военные уже знают, где находятся «черные ящики».
«В обязательном порядке при обнаружении самолета на дне моря будут подняты накопители информации, мы знаем, где они находятся, — в киле, я уверен, что именно киль меньше всего пострадал», — заявил Бондарев.
Он также сказал, что сил и средств для обнаружения Ту-154 достаточно. «Выделено огромное количество личного состава, технических средств, авиационной техники, задействованы силы Черноморского флота. Плюс ко всему Минтранс, МЧС, и огромную помощь оказывают силы и средства Русского географического общества.
Я думаю, сегодня день, когда мы сможем обнаружить местонахождение самолета на дне Черного моря», — заявил генерал.
По словам Максима Соколова, который возглавляет расследование произошедшего, теракт не входит в основные версии причин катастрофы. Это могла быть техническая неисправность или ошибка пилотирования, заявил министр. Причины устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссия Министерства обороны. Вводить дополнительные меры безопасности в российских аэропортах пока нецелесообразно, отметил Соколов.
Версии пилотов
На Ту-154 есть приемник воздушного давления, который предназначен для измерения скорости, рассказал «Газете.Ru» специалист, близкий к КБ «Туполев». По его словам, этот так называемый приемник необходимо перед вылетом прогревать, иначе он показывает неправильную скорость.
«Ту-154 после взлета должен был набирать высоту кругами в районе Сочи. Через две минуты после взлета у него высота должна была быть метров восемьсот. А если приемник воздушного давления показывал неправильную скорость, то самолет мог легко сорваться в штопор, зацепиться за воду и развалиться на куски», — пояснил собеседник.
Ошибки пилотирования быть не могло, уверен командир корабля Ту-154, пилот первого класса, кавалер ордена Мужества Николай Виноградов. Он также отмечает, что разбившийся в районе Сочи самолет довольно молодой.
«Самолету положено летать 35–40 тыс. часов, самолет налетал всего около 7 тыс. В моем парке во Внуково были лайнеры, которые налетывали уже по 30 тыс., и они до сих пор могут еще летать», — рассказал «Газете.Ru» Виноградов. По его версии, самолет развалился в воздухе.
«Причина катастрофы — это то, что случилось на Синае: самолет начал разваливаться в воздухе. По какой причине — будет ясно, когда поднимут ящики. Может быть, это какая-то коррозия либо что-то другое. Но примечателен тот факт, что людей находят на берегу, куски самолета — в 1,5 км от береговой черты, а основная часть судна лежит за 6 км. То есть получается, что части самолета полетели в обратную сторону от него, а люди приплыли на берег и умерли там, — рассуждает пилот.
— Тут половину выкинуло на берег, остальные утонули за 6 км».
Пилот пояснил, что, когда самолет падает в море и ударяется о воду, обломки не могут лететь в обратную сторону, а, наоборот, полетят по инерции по тому ветру, по которому шла машина.
Трагедия Ту-154
По данным Минобороны, военно-транспортный самолет вылетел из подмосковного Чкаловска в Сирию на авиабазу Хмеймим в воскресенье в 1.38 по московскому времени. На его борту находились 92 человека. Среди них экипаж воздушного судна, военнослужащие, журналисты телеканалов «Звезда», НТВ и Первого канала, а также артисты ансамбля имени Александрова, которые должны были дать в Сирии новогодний концерт, а еще известный филантроп Елизавета Глинка.
По пути в Сирию самолет должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром был изменен на Сочи, уточняют военные. В Адлер лайнер прибыл в 3.43 по московскому времени. Из аэропорта самолет вылетел в 5.23, а спустя две минуты пропал с радаров, говорится в официальном сообщении Минобороны.
Информации о выживших нет. Полный список пассажиров размещен на сайте Минобороны; номер «горячей линии» военного ведомства для их родственников: 8-800-100-18-86.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения самолета по статье «Нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним», сообщила представитель СК Светлана Петренко. Руководитель ведомства Александр Бастрыкин уже провел оперативное совещание в Сочи.
Президент России Владимир Путин объявил понедельник днем траура по погибшим.