Основные задачи операции в Сирии выполнены, заявил в своем докладе президенту министр обороны России Сергей Шойгу.
«Действия ВКС России переломили ход борьбы с терроризмом в этой стране», — цитирует его выступление департамент информации и массовых коммуникаций военного ведомства.
По словам министра, действиями российских военных «предотвращен распад сирийского государства», нанесен ущерб международным террористическим организациям и остановлено их распространение в регионе.
«Прервана цепь «цветных революций», тиражируемых на Ближнем Востоке и в Африке. Запущен процесс политического урегулирования и примирения враждующих сторон», — заверил Шойгу.
Теперь в Сирии на постоянной основе функционируют авиационная группа ВКС России на аэродроме Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, на которых уже возведена военная и социальная инфраструктура. Для долговременной эксплуатации этих объектов подписаны соответствующие международные соглашения.
«Для руководства нашими действиями в Сирии с использованием новейших технических средств развернута многоуровневая система управления. Мы постоянно контролируем ситуацию на земле и в воздухе, имеем точные данные о местонахождении боевиков и их объектов», — заверил министр.
Шойгу напомнил президенту об успехах проправительственных сил за год сирийской кампании. По его словам, были разгромлены крупные группировки боевиков в районах городов Хама и Хомс, полностью были выбиты боевики из Латакии и с территорий южнее и севернее Дамаска, разблокирована основная транспортная магистраль, связывающая сирийскую столицу с севером страны.
«Освобождены города Алеппо и Эль-Карьятейн, имеющие ключевое значение», — подчеркнул министр.
Всего от боевиков освобождено 12 тыс. кв. км сирийской территории и почти 500 населенных пунктов. По словам Шойгу, за всю операцию военные летчики совершили 18,8 тыс. вылетов, нанеся 71 тыс. ударов.
Как утверждают в военном ведомстве, ударами с воздуха удалось ликвидировать 35 тыс. боевиков, в том числе 204 полевых командира, а также 1,5 тыс. единиц военной техники, сотни тренировочных лагерей и мастерских по производству боеприпасов.
9 тыс. боевиков сложили оружие. К режиму прекращения огня уже присоединилось больше тысячи населенных пунктов с населением около 3 млн человек. Более 100 тыс. беженцев вернулись в родные города и селения.
В ходе операции у незаконных вооруженных формирований изъято 28 тыс. единиц стрелкового оружия, сотни единиц бронетехники, серийных и самодельных систем залпового огня, минометов.
Специалистами Международного противоминного центра Минобороны очищено и обезврежено больше 25 тыс. взрывоопасных предметов на территории в 1,5 тыс. га.
«Только в освобожденном Алеппо обнаружено и обезврежено 66 тыс. тонн взрывчатых веществ», — рассказал Шойгу.
Он подчеркнул, что к российским поставкам гуманитарной помощи в Сирию подключились ООН, Армения, Белоруссия, Сербия, Индия, Китай и Казахстан.
Также Шойгу рассказал, как полученный в Сирии боевой опыт позволил повысить уровень полевой выучки войск.
«С учетом сирийского опыта был доработан дивизионный комплект единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене. Это позволило сократить время на принятие решений и планирование боя командиром и штабом», — рассказал министр.
Боевой опыт в Сирии получили 84% летного состава ВКС России.
В том числе благодаря сирийской кампании в 2016 году на 21% увеличен показатель годового налета.
В Сирии были опробованы 162 образца современного и модернизированного вооружения, в том числе самолеты Су-30СМ и Су-34, вертолеты Ми-28Н и Ка-52. Тактические характеристики подтвердили высокоточные боеприпасы, крылатые ракеты морского базирования, впервые применявшиеся в боевых условиях.
«Выявлены недостатки, которые не проявлялись в ходе полигонных испытаний. До их устранения приостановлена закупка десяти образцов вооружения», — рассказал Шойгу.
Сейчас наступил перелом в пользу сирийского правительства, и этим надо воспользоваться, делая ставку на политическое урегулирование, считает советник директора Российского института стратегических исследований востоковед Елена Супонина.
«Тем более что это подкреплено последними победами Российской армии в Сирии, к которым надо причислить возвращение города Алеппо под контроль Дамаска. Произошло это в первую очередь благодаря действиям Российской армии», — подчеркнула эксперт.
По ее мнению, во избежание затягивания войны надо скорее искать политическую развязку. Хотя у России еще остались невыполненные задачи, до бесконечности воевать в Сирии невозможно, рассуждает специалист.
«Американцы, к сожалению, с задачей сотрудничества в этой области не справились. Надежд на уходящую администрацию Барака Обамы нет никаких. А вот с помощью региональных держав, в частности тройственного российско-турецко-иранского союза, кое-что на этом направлении сделать можно. Однако надо понимать, что процесс будет очень сложный и на этом пути будет еще немало препятствий», — констатировала востоковед.
Однако говорить о том, что в ближайшее время надо полностью сворачивать операцию, все же рано, считает Супонина. Для полной военной победы в Сирии понадобится слишком много времени и усилий, оговаривается эксперт.
Согласно договорам с Сирией Россия в Тартусе и Хмеймиме теперь навсегда, напомнил, в свою очередь, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.
Какие шансы у Москвы в обозримом будущем закончить операцию в Сирии — больше зависит от успехов сирийских правительственных войск и выстраивания отношений, совместных действий с войсками западной коалиции, которые действуют в Ираке, считает военный эксперт.
По его словам, не стоит забывать, что джихадисты «не смотрят на границы».
«У них основные средства размещены и на территории Ирака, и на территории Сирии. И когда в одном месте где-то активность снижается, то они могут осуществлять маневр туда, где горячо. Насколько сирийские войска, пусть даже при поддержке союзников, способны полностью зачистить территорию Сирии от террористов — это большой вопрос. На мой взгляд, у них пока не хватает для этого сил», — считает Мураховский.
Он уверен, что российская операция в Сирии продлится еще годы.
«К тому же непонятно поведение таких интересантов, как, например, Турция, Саудовская Аравия, Катар. Если бы это была какая-то обычная армейская операция, то прогнозировать можно было бы, но в данном случае вести речь о конкретных сроках невозможно», — подчеркнул Мураховский.