Одновременно с успехами в Алеппо сирийские правительственные силы потеряли контроль над городом Пальмирой (сирийское название — Тадмор). Боевики запрещенного в России «Исламского государства» (организация запрещена в России) быстро и неожиданно выбили обороняющихся с ключевых позиций и заняли город вместе со знаменитыми античными руинами на окраине. Сейчас сирийские военные закрепились вокруг авиабазы Эт-Тифор к западу от Пальмиры и на этих позициях смогли отбить атаки ИГ, уточняет РИА «Новости» со ссылкой на близкую к правительству страны газету «Аль-Ватан».
«Армия САР при поддержке союзных отрядов ополчения вернула под свой контроль расположение дивизиона ПВО, находящееся неподалеку от города, а также ряд объектов к северу и востоку от деревни Эт-Таяс в окрестностях аэродрома», — сказал собеседник газеты, знакомый с деталями операции. Он также отметил, что боевики ИГ «несут тяжелые потери».
В Алеппо оставшиеся боевики нарушили достигнутые с сирийскими властями договоренности о выходе из города. По данным Минобороны России, боевики перегруппировались и возобновили боевые действия.
«После прибытия транспорта к ранее обговоренному месту погрузки со стороны боевиков начался обстрел колонны. Воспользовавшись перемирием, с рассветом боевики перегруппировались и возобновили боевые действия, пытаясь прорвать позиции сирийских войск в северо-западном направлении», — говорится в сообщении.
Уточняется, что атака террористов была отбита. Ранее глава МИД России Сергей Лавров выразил надежду, что ситуация в сирийском Алеппо разрешится за два-три дня.
Помимо провала сирийской разведки и контрразведки, о котором ранее писала «Газета.Ru», одна из главных причин падения Пальмиры — само положение города, который находится в пустыне на удалении к востоку от основной территории, контролируемой режимом Башара Асада, и его легко отрезать от коммуникаций. В Сирии есть еще как минимум три удаленных от правительственных территорий района, которые сирийская армия может потерять в результате неожиданных операций боевиков.
Дейр-эз-Зор
Дейр-эз-Зор — город на берегу Ефрата, еще дальше на восток от Пальмиры, административный центр одноименной области и своеобразная «нефтяная столица» Сирии. Здесь уже почти четыре года в осаде находятся части сирийской регулярной армии и отряды ополчения. В окрестностях города — многочисленные месторождения углеводородов. Он активно застраивался в 1960–1970-х годах, в том числе при участии советских специалистов. До войны считался довольно благополучным и богатым регионом.
В конце 2011 года Дейр-эз-Зор стал одним из центров антиправительственных протестов. Уже в январе 2012-го корреспондент «Газеты.Ru» был свидетелем того, как сирийские армия и полиция установили на окраинах и в центре города укрепленные блокпосты, военные передвигались по улицам города только на автотранспорте и с оружием в руках.
Ожесточенные бои между правительственными силами и антиправительственными группировками начались летом 2012-го. Весной следующего года после минометного обстрела был уничтожен один из двух мостов через Евфрат, соединяющих западную и восточную части города, — старый французский мост, построенный в 1927 году и считавшийся одним из архитектурных и исторических памятников Сирии.
В апреле 2014-го правительственные силы оказались полностью блокированы боевиками ИГ в западных кварталах города. Автотрасса на запад через Сирийскую пустыню, соединяющая город с Пальмирой, была окончательно перерезана, и наземная доставка помощи стала невозможна. С тех пор связь осажденных с другими правительственными территориями осуществляется по воздуху. Под контролем проправительственных сил находятся военный аэродром Дейр-эз-Зора, база 137-й механизированной бригады и полицейская академия на западных окраинах города.
Арабское интернет-издание Al Masdar News оценивает численность правительственного гарнизона в блокированных районах Дейр-эз-Зора в 4 тысячи человек — это и регулярная армия, и полицейские подразделения, и отряды народного ополчения. У них на вооружении помимо стрелкового оружия имеется и тяжелая техника, включая танки. Гуманитарную и военную помощь осажденным оказывают российские военные.
В январе 2016 года российская авиация наносила удары по боевикам ИГ, когда они предприняли попытку наступления на гарнизон Дейр-эз-Зора после ошибочной бомбардировки западной коалицией.
Камышлы
Камышлы — город в северо-восточной части Сирии у границы с Турцией. Его население состоит из арабов, курдов и ассирийцев. Большую часть города на сегодня контролируют курдские отряды народной самообороны (Yekîneyên Parastina Gel, YPG). В кварталах, где проживают преимущественно ассирийцы, порядок поддерживает ассирийское ополчение «Суторо».
Силы регулярной армии Башара Асада и проправительственное ополчение контролируют некоторые центральные улицы, здания службы госбезопасности (мухабарат), полицейского управления, пограничный переход с Турцией и аэропорт, используемый и в военных, и в гражданских целях.
Камышлы — крупнейший город провозглашенной курдами и их союзниками Федерации Северная Сирия (Рожава). От других районов, подконтрольных правительству, гарнизон Камышлы отрезан не только районами, подконтрольными курдским YPG, но и территориями, захваченными ИГ.
Из аэропорта Камышлы сирийская армия снабжает своих бойцов, осажденных в Дейр-эз-Зор, и оттуда же наносит авиаудары по боевикам ИГ. В городе видели российских военных советников, взаимодействовавших с правительственными силами и ассирийцами.
В январе этого года в СМИ даже появились сообщения, что Российская армия, возможно, разместит в Камышлы свою военно-воздушную базу.
Однако в городе сохраняется довольно хрупкий мир между различными силами. Неоднократно происходили перестрелки между проправительственными формированиями и курдами, а также между ассирийцами и курдами, в том числе с убитыми и ранеными. До настоящего времени инциденты удавалось разрешать до перерастания их в серьезный конфликт. Однако бойцы YPG и проживающие в городе курды откровенно пишут в соцсетях, что «асадовцев необходимо вытеснить из города».
В Эль-Хасеке, расположенном к югу от Камышлы, до августа 2016 года также совместно располагались правительственные силы и YPG. Летом 2015 года они даже совместно вели боевые действия против боевиков ИГ, державших позиции на южных окраинах города. Но в августе между ними начались столкновения, которые переросли в интенсивные бои.
В течение недели длилась битва с применением артиллерии и авиации, десятками убитых с обеих сторон. В итоге коалиция во главе с США пригрозила нанести удары по позициям правительственных войск под предлогом угрозы для своих советников в рядах курдов. Сирийская армия была вынуждена вывести все свои подразделения из Эль-Хасеке, оставив там только полицию.
Эль-Фуа и Кафрайя
Два шиитских поселка, Эль-Фуа и Кафрайя, с суммарным населением около 20 тысяч человек расположены в 10 километрах севернее города Идлиба в окружении суннитских поселений. Когда в марте – апреле 2015 года почти всю провинцию Идлиб захватили разные антиправительственные группировки (принимала участие и запрещенная в России «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России)), Эль-Фуа и Кафрайя оказались на осадном положении.
Обороняют анклав преимущественно местные ополченцы. По данным ООН, их численность составляет около 4 тысяч. Правительство оказывает им помощь, сбрасывая грузы с самолетов.
В январе 2016 года в анклав впервые смог проехать гуманитарный конвой Красного Креста и Красного Полумесяца с едой, лекарствами и другими продуктами первой необходимости. Согласно прозвучавшим тогда же заявлениям спецпосланика ООН по Сирии Стефано ди Мистуры, был предложен «обмен анклавами».
Из суннитского анклава аз-Забадани, расположенного к западу от Дамаска на границе с Ливаном, который окружен сирийской армией на протяжении четырех лет, должно было полностью выйти гражданское население вместе с боевиками, чтобы отправится в провинцию Идлиб. В свою очередь ополчение и шиитское население должны были покинуть Эль-Фуа и Кафрайю, чтобы отправиться в проправительственные районы.
В итоге из-за взаимного недоверия сторон обмен так и не состоялся. Шиитский анклав подвергается периодическим обстрелам со стороны антиправительственных группировок. Никаких действий по его деблокаде правительственная армия пока не предпринимает.