В четверг на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония приема в состав Военно-морского флота (ВМФ) России новейшей дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Колпино», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора ОАО «Адмиралтейские верфи» Александра Бузакова. Накануне торжественное мероприятие анонсировал департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны.
«Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в 3–4 раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. За свою сверхскрытность лодки проекта 636 получили среди специалистов НАТО название «Черная дыра», — описывает лодки этого проекта официальный сайт компании «Адмиралтейские верфи».
По словам производителей, такие субмарины сочетают акустическую скрытность и дальность обнаружения целей с новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой для решения командирских задач, а также мощным быстродействующим торпедно-ракетным вооружением.
В церемонии подъема Андреевского флага на подлодке приняли участие представители Главного командования ВМФ России, администрации Санкт-Петербурга, руководство Объединенной судостроительной корпорации, «Адмиралтейских верфей» и проектно-конструкторских бюро.
Субмарина Б-271 «Колпино» была заложена 30 октября 2014 года, а спущена на воду 31 мая 2016 года. После завершения достройки на плаву и необходимых испытаний ее передали в боевой состав флота. Она стала последней в серии из шести подлодок проекта 636.3, построенных для Черноморского флота.
Подводные лодки этого проекта оснащены современными гидроакустическими средствами и высокоточным комплексом с четырьмя крылатыми ракетами «Калибр».
Субмарины этого проекта относятся к третьему поколению дизель-электрических подлодок и являются модификацией проектов 877 и 877ЭКМ, получивших в официальной классификации НАТО название Kilo-class. Такие лодки строили еще в Советском Союзе. С 1983 года их успели экспортировать в Индию, Китай, Вьетнам, Алжир, Иран, Польшу и Румынию. Субмарина считается одной из самых популярных подводных лодок в мире.
Только на вооружении ВМФ Китая состоит десять субмарин проектов 636 и 636М.
Проект 636.3 — самая новая серия этих субмарин для российского флота, созданная на основе развития решений, заложенных в проект 636М. Лодки выполнены с применением всех новшеств, отработанных на экспортных заказах для ВМФ Индии, Китая и Вьетнама. В проекте применяются современное бортовое оборудование и технологии дополнительного снижения шумности, например амортизирующие платформы для двигателей.
Согласно данным официального сайта компании «Адмиралтейские верфи», субмарины проекта 636 имеют скорость надводного хода более 17 узлов (31,4 км/ч), скорость подводного хода — 20 узлов (37 км/ч), автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека. Надводное водоизмещение корабля составляет 2350 т, подводное — 3950 т. Длина лодки — 73,8 м, ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м.
Рабочая глубина погружения субмарины — 240 м, предельная — 300 м.
Помимо комплекса с ракетами «Калибр» на субмаринах проекта 636 имеется 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Суммарный боезапас такой подлодки — 18 торпед и 24 мины.
Экипаж для «Колпино» был сформирован еще в январе 2016 года. Он был укомплектован офицерами и контрактниками Черноморского флота, а также моряками, призванными из запаса по соответствующим военно-учетным специальностям.
Из Новороссийска — пункта базирования соединения подводных лодок ЧФ — они отправились на четырехмесячную подготовку в Учебный центр ВМФ в подмосковном городе Обнинске, где помимо общей подготовки прошли стажировку на промышленных предприятиях для изучения техники, которую предстоит эксплуатировать в дальнейшем. Затем моряки отправились непосредственно на судостроительный завод в Петербурге для освоения и подготовки корабля к приему в состав Военно-морского флота.
«О паритете с Турцией говорить рано»
Две первые подводные лодки серии 636.3 — «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» — вошли в состав Черноморского флота в августе и декабре 2014 года, третья и четвертая — «Старый Оскол» и «Краснодар» — в июле и ноябре 2015 года. Пятый корабль серии — «Великий Новгород» — в октябре 2016 года.
Подлодка «Ростов-на-Дону» этой серии уже успела поучаствовать в боевых действиях в Сирии, дав залп «Калибрами» из Средиземного моря по объектам боевиков.
С начала 2016 года Черноморский флот получил фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» с крылатыми ракетами «Калибр», патрульные катера типа «Раптор», скоростной транспортно-десантный катер, самоходный плавучий кран, один истребитель Су-30СМ. До конца года флот должен получить дополнительный морской тральщик, рейдовый разъездной катер, морской буксир, спасательное буксирное судно, большой гидрографический катер, истребители Су-30СМ и бомбардировщики Су-24М, вертолет Ка-27М.
После получения подводной лодки «Колпино» на Черноморском флоте будет завершено формирование полноценной бригады подводных лодок, дислоцированной в Новороссийске.
Позитивно оценивает выполнение в полном объеме планов строительства подлодок для ЧФ экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота адмирал Виктор Кравченко.
Однако о паритете в подводных силах с ключевым игроком в Черном море — Турцией, по словам военачальника, говорить еще рано, поскольку ВМС этого государства сейчас располагают 14 современными субмаринами.
«Надо строить лодки этого типа и для Балтики, где боевой состав подводных сил совершенно недостаточен, и для Тихоокеанского флота», — считает Кравченко.
Главным командованием ВМФ уже объявлено решение о строительстве следующей серии подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Следующие подобные дизель-электрические субмарины будут строиться для Северного и Балтийского флотов, заявляли ранее в Минобороны.
Приоритет в перевооружении неслучайно отдается Черноморскому флоту. На протяжении последних 25 лет, до 2014 года, он вообще не получал современных боевых кораблей и подводных лодок, объяснил «Газете.Ru» экс-начальник одного из направлений Главного оперативного управления Генштаба контр-адмирал Аркадий Сыроежко.
Еще два года назад в состав подводных сил Черноморского флота входила всего одна подводная лодка 877-го проекта — «Алроса», рассказал военачальник.
На этом стратегически важном для России направлении необходимо и дальше наращивать группировки надводных и подводных сил флота, считает Сыроежко. «В конце концов, и «дипломатию канонерок» еще никто не отменял», — говорит контр-адмирал.