Правительственная армия Ирака впервые со дня операции по взятию Мосула — самого крупного города, подконтрольного запрещенному в России «Исламскому государству» (организация запрещена в России), — проникла в сам город, сообщило агентство Reuters со ссылкой на одного из командующих операцией.
Пока известно лишь о том, что иракцы вошли в район Аль-Карама в восточной части города. Ранее, в понедельник, военные сообщали о планах выйти к восточному берегу реки Тигр, разделяющей Мосул на две части.
Наступление возобновилось после трехдневной паузы, объявленной в пятницу для закрепления достигнутого успеха. В понедельник, перед тем как войти в город, правительственная армия освободила несколько близлежащих деревень, включая населенный пункт Базвайа, расположенный к востоку от Мосула, и стратегически важную деревню Сурудж на юге.
По данным Associated Press, в наступлении на Базвайю участвовали бронетехника, в том числе танки Abrams. Позиции боевиков в Мосуле подверглись артиллерийскому обстрелу и авиаударам. Защитники «Исламского государства» (запрещено в России) отвечали огнем из стрелкового оружия и минометов.
Исламисты также пытались остановить наступление с помощью смертников за рулем заминированных автомобилей, заявил бригадный генерал Хайдер Фадиль.
Однако наступление правительственной армии Ирака на Мосул в понедельник посеяло волнения в рядах самих сторонников ИГ: 50 членов группировки пытались сбежать с позиций в предместьях Мосула, утверждает иракский телеканал «Ас-Сумария». В результате всех «отступников» казнили в одном из военных лагерей к западу от города. По сведениям журналистов, казненные боевики были беженцами из других районов Ирака и не являлись фанатичными последователями ИГ, а в ряды террористов они вступили под угрозой смерти.
Сам факт вхождения объединенной группировки иракских войск в Мосул автоматически не означает перелома в войне, отметил востоковед Юрий Мавашев.
«Не только потому, что деятельность ИГ не ограничивается лишь Мосулом, хотя это одна из официальных столиц Халифата, но также и оттого, что корни ИГ пущены достаточно глубоко: джихадисты основывают свою идеологию и псевдогосударство на базе социального недовольства, порожденного еще проамериканским правительством премьера Ирака Нури аль-Малики. Таким образом, надо признать, что ИГ, в частности в Ираке, есть везде, где есть недовольство», — рассказал Мавашев.
Он отметил, что казни — это традиционные методы террора, применяемые при насаждении любой радикальной идеологии.
«Это не означает их трусости. Это метод управления», — подчеркнул эксперт.
В понедельник террористы начали перевозить тысячи мирных жителей из провинции Хаммам-эль-Алиль в сторону Мосула, сообщил саудовский телеканал «Аль-Хадас».
Людей используют как мирный щит, а несогласных тут же казнят, утверждают журналисты.
«Группировка ИГ пригнала десятки машин для перевозки около 10 тыс. мирных жителей района и беженцев в неизвестном направлении», — заявил губернатор провинции Аль-Джабури.
Говорить, сколько продлится операция по освобождению города, все еще проблематично: осада сирийского Алеппо длится с июля, напомнил Мавашев. По словам востоковеда, в случае с Мосулом этот срок может составить от нескольких дней до нескольких месяцев или до года. Есть весомые основания полагать, что атаки ИГ против иракской армии усилятся на тех направлениях, где их меньше всего ждут, подчеркивает эксперт.
Подобное уже происходило. В конце октября боевики, пытаясь отвлечь внимание от битвы за Мосул, несколько раз совершали атаки на другой иракский город — Киркук, который считается столицей нефтяного региона в тылу курдской армии. Более 100 террористов, среди которых, по словам представителей Иракского Курдистана, были выходцы из Узбекистана и с Северного Кавказа, проникли в город и несколько дней удерживали отдельные административные здания.
Мосул считается второй после сирийской Ракки столицей ИГ: в 2014 году город-миллионник был взят соратниками аль-Багдади практически без боя. Как рассказал в интервью «Газете.Ru» официальный представитель регионального правительства Курдистана в России доктор Асо Джанги Бурхан Талабани, зачистка города займет большое количество времени: поддержку ИГ оказывают мирные жители.
В этом районе живут в основном арабы-сунниты, а в правительстве Ирака доминируют арабы-шииты.
Первые опасаются насилия со стороны вторых и считают ИГ своей защитой. Кроме того, чиновники ООН уже прогнозировали гуманитарный кризис в связи с перемещением до миллиона беженцев из зоны боевых действий.