Бомбардировщики всех времен

Американские эксперты назвали пять лучших бомбардировщиков за всю историю

Boeing B-52 Stratofortress Shutterstock
Военные эксперты американского издания The National Interest назвали пять лучших бомбардировщиков за всю историю авиации. Выбирая фаворитов рейтинга, его составители рассматривали стратегические, дальние, фронтовые бомбардировщики, палубные штурмовики и даже боевые дроны. «Газета.Ru» вспоминает выдающиеся машины.

Пять лучших бомбардировщиков, построенных в XX веке, эксперты американского военно-аналитического журнала The National Interest (NI) выбирали по критерию «эффективность – стоимость» и инновационности конструкции для своего времени. По мнению издания, лидерами бомбардировочного самолетостроения всех времен и народов можно считать английский Handley Page тип O/400 времен Первой мировой войны, германский «Юнкерс» Ю-88, британские de Havilland DH-98 Mosquito и Avro 683 Lancaster периода Второй мировой войны, а также американский Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость») эпохи «холодной войны».

Первый из Первой мировой

На первом месте, по версии NI, оказался английский фронтовой бомбардировщик Handley Page тип O/400 — самый массовый двухмоторный бомбардировщик Первой мировой войны.

Машина комплектовалась двумя двигателями Rolls-Royce Eagle (322 л.с.), взлетный вес самолета составлял 6370 кг, максимальная скорость — 147 км/час, продолжительность полета — 8 часов, вооружение — 5 пулеметов и 820 кг бомб.

Всего было построено 554 машины этого типа. Они активно применялись на Западном фронте. Отдельные экземпляры служили в Македонии и Палестине. С августа 1918 года Handley Page O/400 регулярно бомбили немецкие промышленные центры в Сааре и Рейнской области. На них англичане начали применять сверхтяжелые по тем временам 750-килограммовые бомбы. К началу ноября 1918 года на фронте числилось 258 Handley Page O/400. В 1920 году самолет сняли с вооружения.

Универсальный немец

На втором месте среди выдающихся бомбардировщиков оказался германский «Юнкерс». Junkers Ju-88 — многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов той войны. Ju-88 использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и ночной истребитель.

«Юнкерс» по праву стал одним из наиболее известных самолетов времен Второй мировой войны. С 1937 по 1944 год в первоначальную конструкцию скоростного бомбардировщика внесли около 3 тыс. изменений, которые привели к созданию шести базовых конструкций и более 60 модификаций. Наиболее массовой стала модификация бомбардировщика Ju-88А-4. Общее количество всех выпущенных самолетов превысило 15 тыс. штук.

Junkers Ju-88 с полными на то основаниями может считаться лучшим среди массовых двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе — и одним из лучших в своем классе самолетов Второй мировой войны. Широкое применение нашли также истребительные варианты Ju-88. Например, Ju-88G стал лучшим немецким ночным истребителем.

Ju-88 экспортировался. Первым его покупателем стал Советский Союз, куда в 1940 году поставили для испытаний три Ju-88А.

ВВС Румынии начали получать Ju-88А и D весной 1943 года. Венгерские ВВС с конца 1942 года получили в общей сложности до 100 Ju-88А и D. Финляндии весной 1943 года поставили 24 Ju-88А-4. 31 Ju-88А летом 1943 года передали Италии, но после капитуляции этой страны немцы забрали свои самолеты обратно. Во Франции брошенные на территории страны Ju-88А-4 (22 самолета) поступили на вооружение сформированной в сентябре 1944 года бомбардировочной группы.

Сохранявшая нейтралитет Испания исправно интернировала немецкие самолеты, совершавшие вынужденные посадки на ее территории. Благодаря этому Мадрид получил около десяти Ju-88 — в основном разведывательных модификаций. Кроме того, в декабре 1943 года в Германии было куплено 10 Ju-88А-4, а впоследствии — еще 18 таких самолетов. Ju-88 служили в Испании до 1957 года.

Недосягаемый англичанин

На третье место эксперты NI поставили английский de Havilland DH-98 Mosquito — скоростной бомбардировщик и ночной истребитель времен Второй мировой войны. Возможно, это один из наиболее удачных типов самолетов, производившихся тогда союзниками.

De Havilland DH-98 Mosquito представлял собой двухмоторный высокоплан с двумя двигателями Rolls-Royce Merlin XXI (1350 л.с.). Его максимальная скорость достигала 680 км/час, дальность полета — 3010 км. Бомбовая нагрузка составляла 900 кг. Экипаж — два человека.

В конструкции самолета была применена толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренним из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх тканью. Это позволило Mosquito достичь требуемой прочности при малом весе конструкции.

Германские РЛС не обнаруживали эти самолеты, так как у Mosquito только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.

Легкость конструкции, тщательная отделка поверхности крыльев, аэродинамическое совершенство очертаний машины делали этот самолет практически недосягаемым для врага.

Mosquito выполняли точечные бомбометания, а также использовались как целеуказатели при ночных бомбардировках немецких городов. В бомбардировочном варианте отсутствовало оборонительное стрелковое вооружение, характерное для бомбардировщиков того времени. Тем не менее потери среди Mosquito были одними из самых низких из всех самолетов Второй мировой войны — 11 на 1 тыс. вылетов. Скорость и высота полета делали их малоуязвимыми как для германских истребителей, так и для огня зенитной артиллерии. Чаще всего в боевых донесениях Королевских ВВС значилось: «Задание выполнено, все Mosquito вернулись на базу».

Фирма de Havilland построила более чем 7 тыс. штук Mosquito для Великобритании и других союзнических государств. После войны Mosquito находились на вооружении в Израиле, Китайской Народной Республике, Югославии и Доминиканской Республике.

«Рабочая лошадка» Королевских ВВС

На четвертом месте — английский Avro 683 Lancaster. Самолет Avro 683 Lancaster В.Mk1 комплектовался четырьмя двигателями Rolls-Royce Merlin XXIV (1640 л.с.). Максимальная скорость машины составляла 462 км/час на высоте 3500 м. Дальность полета — 4072 км с 3175 кг бомб.

Оборонительное вооружение — 8 пулеметов Browning калибра 7,7 мм. Всего было выпущено 7374 бомбардировщика Lancaster. Этот самолет называют «рабочей лошадкой» Королевских ВВС во Второй мировой войне. С середины 1942 года до дня победы был главным оружием Бомбардировочного командования в ночных налетах на объекты в Германии.

Самой тяжелой бомбой, сбрасываемой с Lancaster в ходе Второй мировой, был 9988-килограммовый боеприпас Grand Slam, который падал к земле быстрее звука.

Lancaster мог нести намного более мощную бомбовую нагрузку, чем американские B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator, и обладал существенно большей дальностью полета. С 1942 до 1945 год бомбовые удары Lancaster привели к разрушению многих немецких городов и гибели тысяч мирных жителей Германии.

В то же время сложные и дорогие тяжелые четырехмоторные Lancaster легко уничтожались относительно дешевыми немецкими истребителями. Воздушные бои велись в условиях, весьма выгодных для люфтваффе, поскольку поврежденные немецкие самолеты могли приземлиться на своих аэродромах вылета, а выбрасывающиеся с парашютом немецкие пилоты, как правило, возвращались в строй.

Окончательно Lancaster ушел в отставку в начале 1960-х годов. В ВВС Канады он длительное время после Второй мировой войны использовался как самолет-разведчик и базовый патрульный самолет.

Крепость в стратосфере

На пятом месте — Boeing B-52 Stratofortress («Стратокрепость»). Рожденные после Второй мировой войны, эти самолеты по сей день составляет основу стратегической бомбардировочной авиации США и олицетворяют военную мощь сверхдержавы. Опытный образец В-52 совершил первый полет еще весной 1952 года. Это дозвуковой самолет со стреловидным крылом большого удлинения. Шасси велосипедного типа. Под каждой консолью чрезвычайно гибкого крыла на пилонах попарно размещены восемь турбореактивных двигателей.

B-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободно падающих ядерных бомб.

Катастрофический опыт боевого применения B-29 в Северной Корее в 1950 году ясно продемонстрировал, что Соединенным Штатам срочно требуется новый стратегический бомбардировщик. Первые два поколения самолетов, выбранных ВВС США, оказались почти одинаково непригодны в этом качестве — безнадежный B-36, B-47 с коротким радиусом действия, B-58 с сомнительными характеристиками и устаревший, прежде чем поступил на вооружение XB-70.

В 1950-х годах в первый полет поднялся единственный на Западе сверхзвуковой бомбардировщик — Convair B-58 Hustler с дельтовидным крылом. Он обладал дальностью полета, недостаточной для выполнения стратегических задач. Повседневная эксплуатация В-58 считалась для пилотов бомбардировочной авиации куда более опасным делом, чем гипотетическая встреча с вражеским истребителем.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в США сделали дорогостоящую попытку создать сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, способный заменить В-52. Самолет рождался в мучительных спорах между заказчиком, фирмой-изготовителем и конгрессом США. Одни считали, что межконтинентальная баллистическая ракета выполнит задачу успешнее громоздкого и уязвимого самолета. По мнению других, скорость и высота полета В-70 слишком велики, чтобы он мог точно сбросить бомбы. Третьи полагали, что машина устареет еще до того, как конструкторы справятся с массой чисто технических проблем. Первый полет В-70 состоялся почти через десять лет после начала разработок. Спустя год второй опытный экземпляр потерпел катастрофу в результате столкновения с сопровождающим истребителем. Работы над В-70 были прекращены.

Сейчас затраты на B-70 оцениваются как пустая трата средств налогоплательщиков.

Самолеты В-52 в конце 1960-х — начале 1970-х годов активно применялись в боевых действиях в Юго-Восточной Азии для выполнения операций под общим кодовым наименованием Arclight. Участвовавшие в операциях самолеты дислоцировались на авиабазах Андерсен (о. Гуам), Утапао (Таиланд) и Кадена (о. Окинава). В декабре 1972 года была проведена одна из наиболее крупных воздушных операций под кодовым наименованием Linebacker II против Ханоя, Хайфона и других северовьетнамских городов. Более 200 самолетов В-52, принимавших участие в операции, выполнили свыше 729 боевых вылетов и сбросили 13 620 тонн бомб.

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 году для нанесения бомбовых ударов по Ираку использовалось 70 самолетов В-52. По свидетельству американцев, В-52 был одним из самолетов, которые наиболее часто запрашивались сухопутными силами для подавления иракских наземных сил.

В ходе войны в Ираке в 2004 году эскадрилья В-52 совершила самый длительный в истории воздушных операций перелет с континентальной части США по маршруту протяженностью около 22 500 км. Самолеты находились в воздухе 34 часа 20 минут.

Были осуществлены четыре дозаправки топливом в полете.

Несколько рекордных полетов продемонстрировали выдающиеся летно-тактические характеристики бомбардировщика В-52 еще в далеких 1950-х годах. 18 января 1957 года три бомбардировщика В-52 совершили кругосветный полет, пролетев 39 750 км за 45 часов 19 минут при средней скорости 850 км/час. 11 января 1962 года самолет В-52 установил рекорд дальности без дозаправки топливом в полете, преодолев 20 168 км за 22 часа 9 минут.

С 1954 по 1963 год на вооружение ВВС США были поставлены 742 B-52. Семьдесят восемь остаются в боевом составе бомбардировочного авиационного командования и сегодня, подвергнувшись за истекшие десятилетия многократным модернизациям, которые продлят эксплуатацию самолета до 2030–2040-х годов.

Утешительные призы для русских «Медведей»

Помимо пяти призовых мест, эксперты The National Interest решили учредить и поощрительные премии. Среди прочих в число дополнительных номинантов попали два российских бомбардировщика — Ту-22М и Ту-95, один британский, палубный штурмовик ВМС США, беспилотный летательный аппарат США и итальянский бомбардировщик времен Первой мировой войны.

Ту-95 (по кодификации НАТО Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолет с винтовыми двигателями. До настоящего времени единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Общее количество разработанных вариантов самолета Ту-95, включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществленные проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 единицам.

Ту-22М (по кодификации НАТО Backfire) — советский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Всего выпущено 497 единиц, из них в варианте Ту-22М3 — 268.